26.01.2012 | 11:30

К двадцатилетию Академической капеллы России: опера "Риголетто"

Трудно поверить, но и самому Джузеппе Верди приходилось бороться с цензурой. Гнев цензоров вызвала опера 1851 года «Проклятье», написанная на сюжет драмы Виктора Гюго «Король забавляется» - в ней усмотрели «антимонархическую пропаганду». Верди заставили заменить короля на герцога, а в название вынести вымышленное имя, которое «глоталось бы просто, как суп». Так появилась опера «Риголетто». «Шедевр, входящий в десятку самых репертуарных опер мира, не нуждается в оформлении, достаточно музыки», – уверяет художественный руководитель Академической симфонической капеллы России Валерий Полянский. Концертное исполнение «Риголетто» посвятили двадцатилетию прославленного коллектива. Рассказывают «Новости культуры».  

Верность опере Валерий Полянский доказал всей жизнью, сорок лет возглавляя хор Капеллы России и двадцать лет всю Капеллу, он поставил не один десяток опер. Современная режиссура ему не всегда по душе, поэтому в концертном варианте.

В этом отношении Верди особенный композитор, недаром маэстро Полянский к его творчеству обращается уже в восьмой раз.

«Он театральный композитор, чувствовал сцену, движение. Каждый выход артиста рассчитан по тактам. Каждая реплика, есть сносочки , кто, что должен делать», - рассказывает Валерий Полянский.

«Риголетто» Полянский дает три дня на разных сценах. И у него много единомышленников среди певцов.

«Моя любовь к опере началась с «Риголетто». Когда слышу увертюру, мурашки по коже идут», - признается солист Большого театра Леонид Бомштейн.

Леонид Бомштейн в «Риголетто» поет впервые, как и Алексей Шишляев, который о партии знаменитого оперного горбуна мечтал давно.

«Одна из самых ярких баритональных партий у Верди: и с точки зрения образа, и с точки зрения и техники. Одна из самых сложных вокально и актерски непростая», - говорит солист театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Риголетто) Алексей Шишляев.

Олег Долгов - счастливчик, уже не раз пел Герцога, правда, сейчас ему приходится нелегко. Полянский певцов не жалеет.

«Не жалеет, поменял темпы, характеры. Меньше лиризма, больше экспрессии ,авантюризм», - отмечает солист Олег Долгов.

Каждый дирижер, принимаясь за хорошо известную партитуру, стремится исполнить ее по-своему. Для Полянского при этом важно сделать шаг навстречу Верди, от которого за последние полвека ушли довольно далеко.