25.10.2012 | 19:59

Конференция "Опера Европы" - впервые в Москве

Международная ассоциация «Опера Европы» объединяет музыкальные театры и фестивали по всему Старому Свету и за его пределами. Дважды в год эта организация проводит конференции в разных городах мира и впервые – в Москве. Среди участников – четыре московских театра. Первая встреча состоялась в «Новой Опере». Главная тема обсуждения – преодоление препятствий на пути к совместным постановкам, к которым так стремятся и в России, и в Европе. К сожалению, партнерским отношениям мешает железный занавес из бюрократических и финансовых препон. Рассказывают «Новости культуры».

Они собрались со всей Европы – ведущие эксперты, знатоки, эстеты, задающие тон мировому оперному театру. Дирижер Ян Латам-Кениг знает многих в зале. Четыре года назад, впервые приехав в «Новую Оперу» для постановки спектакля, он остался здесь. Теперь демонстрирует уровень оркестра, исполняя Верди и Вагнера.

В этот вечер эксперты увидят здесь «Князя Игоря» и смогут оценить качество российской постановки. А пока директор ассоциации Николас Пейн – ведущий круглого стола – поднимает один из самых острых вопросов о сотрудничестве российских и европейских театров, которому часто мешает невидимый железный занавес. Когда-то понятие политическое, в настоящее время его значение не сильно изменилось. Как же преодолеть изоляцию театров – бюрократическую систему , мешающую сотрудничеству? Каждый из участников круглого стола в России ставил спектакли, наблюдал за процессом изнутри.

«Россия изменилась за последнее время. Страна стала более открытой. Это позволяет обмениваться спектаклями, исполнителями. Такой обмен мнениями позволит изменить не только культуру, но и политическую среду», – убежден главный дирижер театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова Ян Латам-Кениг. 

Каспер Хольтен четыре года назад поставил в «Новой Опере» «Лоэнгрена», который не шел в России 70 лет. Оперу купировали, чего никогда бы не сделали, например, в Германии. Мотивуруя тем, что публика была не готова к такому Вагнеру. 

«Мы приезжаем со своими привычками, традициями, думая, что лучше знаем, что и как ставить. Это высокомерие преодолеваем через совместную работу и общение», – замечает приглашенный режиссер театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова Каспер Холтен.

Юрий Александров, единственный русский режиссер за этим круглым столом, восстает против современных форм классических русских опер. По его мнению, когда сюжет не узнать, опера теряет самоценность, а ставка делается на продажу. 

Дэвид Паунтни, наоборот, отстаивает право интерпритации. Говорит о работе с двумя главными театрами страны – Мариинским и Большим, признавая за одним творческую креативность, а за другим – верность традициям.

«Важно, когда в театре существует атмосфера эксперимента, когда люди хотят и не отвергают сразу новые идеи. Да, они могут меняться, ведь художник каждый раз мы смотрит на мир по-новому. Когда дирижер и режиссер не хотят услышать друг друга, от этого страдает постановка», – заверяет британский режиссер.

У экспертов есть четыре дня на обсуждение. Встречи проходят в ведущих оперных театрах Москвы. После дискуссий зарубежные эксперты оценят последние столичные премьеры. И не исключено, что кто-то получит приглашение на оперные фестивали в Европу.