26.01.2012 | 15:45

Главные вопросы преподавания истории

200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, празднование 1150-летия зарождения российской государственности, 400-летие нижегородского ополчения. 2012 богат на крупные исторические даты и официально объявлен Годом истории. При этом в последнее время ученые всерьез обеспокоены тем, что школьники и даже студенты очень плохо знакомы с отечественной историей. Как решается проблема незнания прошлого, разбирались «Новости культуры». 

Для чего собирали народное ополчение Минин и Пожарский? На вопрос из школьной программы смогли ответить два человека из десяти опрошенных. И это подтверждает статистику: российская молодежь плохо знает отечественную историю. Исторические познания, с которыми основная часть выпускников школы приходит в университет, сродни мозаике из стран, дат и имен, говорит декан исторического факультета Нижегородского государственного педагогического университета Радислав Кауркин.

«Вся система ЕГЭ – это ответы на тесты, направленные не на осмысление, а на зубрежку», – утверждает он.

Когда выпускники школ приходят на истфак, их приходится их переучивать: ведь нужна не просто оперативная память, но и умение думать, находить связи и воспринимать эпоху многогранно. Как раз на это направлены авторские методики. Говорят, бывают такие темы, где без горячих дискуссий не обойтись.

«Распад Советского Союза: хорошо это или плохо? Вот здесь споров будет огромное количество. Изучить интернет-источники, литературу они могут и без нас, но учить думать, рассуждать, правильно вести дискуссии – это наша задача», – подчеркивает учитель истории и обществознания Наталья Малкова.

Светлана Скатова в педагогике уже четверть века. Говорит, за это время произошло не просто обновление содержания учебного материала, поменялась идеология и произошла переоценка исторических событий. К примеру, революция и Гражданская война теперь воспринимаются неоднозначно.

«Мне пришлось преподавать, основываясь на марксистско-ленинской идеологии, когда мы конспектировали материалы съездов и направленность преподавания была узка. Мы застали первые годы перестройки, когда вдруг убрали все старые учебники, а новых практически не было, мы изучали историю по вырезкам из газет», – вспоминает Светлана.

На то, чтобы искать информацию, время у старшеклассников есть. Ведь они сами осознанно выбирают себе учебную программу – один урок в неделю или три часа истории. И это тоже новинка образовательного процесса. Хотя в скором будущем знания опять могут быть сведены к определенному минимуму.

Сейчас чиновники активно обсуждают вариант введения аналога ЕГЭ для выпускников вузов. И этот пункт уже внесен в «Стратегию инновационного развития до 2020 года». Решит ли единый госэкзамен для бакалавров проблему качества образования? Мнения на этот счет разнятся. Итоговый вариант теста пока находится в разработке.