03.09.2004 | 16:35

Концептуальный плакат показывают в Третьяковке

Предельный лаконизм формы и предельная же внятность содержания – основные параметры искусства плаката. Точнее, были таковыми на протяжении многолетней истории этого искусства – до последнего времени. История отечественного, в частности, плаката, знала взлеты и кризисы. В этой истории – шедевры Дени, Моора и Тоидзе, блистательные прорывы Родченко и Маяковского и туповатые агитки послевоенных лет.

К изысканным произведениям, представленным на выставке графического дизайна "Золотая пчела", больше применимо элегантное и освобожденное от привычных жанровых ассоциаций слово "постер". О московском концептуальном плакате – наш рассказ.

Плакат умер. Да здравствует настоящий плакат! – провозгласили дизайнеры. И обратились к концептуальному плакату 90-х.

Сергей Серов, президент Московской международной биеннале графического дизайна: "Раньше был заказ, худсовет, жанровые рамки, этические рамки. А потом все рухнуло, и над этой бездной дизайнеры остались один на один".

Один на один со своими представлениями о том, каким должен быть настоящий, не агитационный и не рекламный плакат. Вас ничего не смущает? Плакат - искусство, априори предназначенное для масс, находиться сейчас в Третьяковской галерее. Почему?

Сергей Серов, президент Московской международной биеннале графического дизайна: "Вот почему в Третьяковской галерее приняли?

Они говорят, что это для них - концептуальное искусство". Идеи в чистом виде. Концепции. Кстати, слово концепция происходит от латинского глагола capio – хватать, ловить, так что сразу можно схватить и понять, что концептуальный художник имел в виду. Правда, как оказалось, не все понимают, и что самое удивительное, не каждый обязан понимать.

Сергей Серов, президент Московской международной биеннале графического дизайна: "У художника заказчик – Господь бог. Если он это делает для "пипла", который "хавает", то никакой Третьяковки не будет. Никогда".

И поскольку дизайнерский плакат 90-х все-таки оказался в этих стенах, мы надеемся, что заказчик был правильный, а искусство плаката еще имеет право на существование.