08.09.2004 | 19:33

На "Золотой карте России" - Тюменский музей

В рамках проекта "Золотая карта России" Третьяковская галерея продолжает знакомить с шедеврами региональных музеев. На 24-ой выставке представлены произведения из собрания Тюменского музея изобразительных искусств. Несмотря на то, что этот музей довольно молодой, ему еще не исполнилось 50- ти, в его коллекции насчитывается 12000 экспонатов. На выставке в Москве представлены картины российских мастеров XVIII - начала XX веков. Открытием для зрителей станет имя "северного художника", ненца по происхождению, Константина Панкова. Еще одно типично "северное" явление - это резьба про кости. Изделия этого народного промысла являются визитной карточкой Тюменского музея изобразительных искусств. Их также привезли в Москву.

Возможно, в силу отдаленности сибирских музеев от столицы, московские зрители знакомы с ними меньше, чем с другими. К тому же коллекции многих из них складывались в советское время. Тюменская картинная галерея открылась лишь в 1956-ом году. Столичные музеи поделились с сибиряками произведениями классического искусства. Так в Тюменской галерее оказались картины Аргунова, Рокотова, Репина, Тропинина. Гордостью музея стала коллекция тобольской резьбы по кости. Промысел сложился еще в 70-ые годы XIX века. В наше время он успешно развивается. Современных мастеров интересует не только красота материала или забавный сюжет, а философия жизни. Одна из работ Минсалима Тимергазеева называется "Соединяющий".

Вера Субботина, сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств: "Лодка - соединяющий. Это средний мир. Здесь духи и шаманы. Они соединяют мир нижний и верхний. И маленькие подвески - это души умерших предков".

Открытием для московских зрителей станут работы Константина Панкова, которых не так уж много сохранилось. Похожие на гравюры японских мастеров, они наивны по сюжету и красивы по колориту. В его картинах черты архаики соединяются с современными приемами.

Галина Андреева, куратор проекта: "Сибирь - это явление, которое не уступает по своей мощи искусству ацтеков, искусству Африки, которое питало не одно поколение художников двадцатого века. И гораздо более мощное и не до конца открытое".

А начать знакомство с искусством художников из Сибири можно, не отправляясь в дальний путь.