08.09.2004 | 20:19

"Черным по белому" - обзор прессы. 8 сентября 2004 года

В Малом зеле консерватории исполнили никогда ранее не звучащие в России произведения легендарного композитора Джона Кейджа, ученика Шенберга. Сразу несколько газет откликнулись на это "важное" событие в мире музыки. "Откровенно говоря, музыка невыносимо скучная. Но при этом оторваться от нее невозможно ни на секунду", - уверяет "Коммерсант". А "Ведомости" в очередной раз убедились, что "Кейдж – один из редчайших экземпляров в авангардном искусстве ХХ века". О других событиях в нашем обзоре прессы.

Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка одной картины. "Танец" Анри Матисса - гигантское полотно привезли из Парижского музея современного искусства. До того, как картину привезли в Москву, ее показали в Эрмитаже, в котором хранится свой "Танец", гораздо более ранний. Два "Танца" встретились впервые. В Москву же Эрмитаж своего Матисса не пустили, а жаль, пишут сегодня "Известия". "Московская публика, вынужденная напрягать свою память, почувствует себя обделенной, а критики справедливо заметят, что, вообще-то, пора двум крупнейшим музеям научиться договариваться. Ведь общее дело делаем".

Статья в "Литературной газете" звучит как постскриптум к прошедшей Московской книжной ярмарке. Газета, анализируя ситуацию в современной прозе, утверждает, что новая литературная тенденция – это "новый реализм". Изменилась действительность, "резкость и откровенность жизни вносит поправку в художественные приемы, придает произведениям скорость, освежают язык". Автор статьи называет этот самый "новый реализм" "стратегически неотвратимым, тактически слабым. Но все только начинается!" "Литература, как и все общество, ждет рывка, а не топтания на месте. Требуются новые, не заемные песни о главном".

"Коммерсант" обратил внимание на Балетный гала-концерт в честь юбилея фильма "Москва – любовь моя", который организовал Фонд Мариса Лиепы. В том, что Большой в последнее время ищет новые формы и обращается к кино, нет "ничего странного", пишет издание. Да и фильм Александра Митты тридцатилетней давности - о японской балерине, приехавшей в Москву, чтобы выступить на сцене Большого. Ностальгирующих зрителей, а среди них и авторы печатных изданий, оценили концерт, в отличие от фильма, чересчур претенциозным. Особенно выступление Илзы Лиепы, которое "Коммерсант" назвал "дефиле с лазерными фонариками". Автор же "Времени новостей" в течение всего концерта зачастую не мог отделаться от ощущения "неловкости и ненужности происходящего".

Досталось от критиков и "Папе" Владимира Машкова. "Кино косолапое, но искреннее и действительно народное", - пишут "Известия". Но "в "Папе" все чрезмерно, везде театр, герои слишком несчастны, интонации слишком щемящие". Может, все это от того, что пьеса "Матросская тишина Галича, по которой снят фильм, оказалась слишком личной для самого Машкова, вот и не смог он сдержать свои эмоции. Автор "Ведомостей", уверяет, что реплика из самого фильма лучше всего передает ощущения от него: "Честное слово, Мейер, я вам верю, но мне все время кажется, что вы врете".