09.09.2004 | 10:00

Международная биеннале графики "Золотая пчела"

Графический дизайн. Его история вкратце такова. В XIX веке предприниматели заказывали художникам работы, способные представить их предприятия с наилучшей стороны. Ко второй трети двадцатого века специальность художника-оформителя стала особой профессией, и художникам в обычном смысле этого слова даже пришлось искать новые формы для своего творчества. К началу семидесятых произошло и вовсе удивительное – само искусство, с легкой руки поп-арта, провозгласило рекламу образцом собственного подражания. Круг замкнулся.

Так что вопрос, зачем понадобилась биеннале графического искусства, предлагаем считать риторическим. Наш корреспондент побывала в Центре современного искусства "М,АРС" на международной биеннале "Золотая пчела".

Плакат, наглядная агитация, реклама на картоне, призыв на бумаге, философские размышления в графических этюдах – эпитетов этому социальному искусству придумано много. Социальному, потому что даже не самое конкретное воплощение события или явления обращено к сознанию и подсознанию реального человека; искусству – потому что…

Евгений Добровинский, член жюри биеннале "Золотая пчела-6" дизайнер (Россия): "Вы, конечно, знаете, что первыми графиками-дизайнерами были просто живописцы…"

Тулуз-Лотрек, Моне, Дега… Из русского "серебряного века" - Бенуа, Бакст, Билибин… Ну тушевались, нанося линии на бумагу для "оповещения человека разумного и жаждущего" - театра, музыки… Пищи для души. Искусство рождает искусство. То, что плескалось у истоков, в веке двадцатом разлилось в бурное море. Море, в свою очередь, породило океан. С рифами и подводными течениями, с Бермудскими треугольниками и водорослями Саргасов… Эволюция длинною в век … Перемены разительны. Изменяется человечество – изменяется и то, что нас окружает. Среду нужно создавать – в этом постулате и плюс, и минус нынешнего графического дизайна.

Среду "общественного серого вещества" нужно формировать. Именно это, пожалуй, – лейтмотив нынешней биеннале. Не случайно, наряду с обычными номинациями "плакат", "типографика", "студенческий дизайн", на шестой биеннале "Золотая пчела" присутствует и номинация "антитеррор".

Фил Рисбек, член жюри биеннале "Золотая пчела-6", дизайнер (США): "Все плакаты были сделаны давно – отбор был очень четкий. Но сегодня поменялись критерии. Эту номинацию изменили последние события, вернее, изменилось наше отношение. Вдруг, хотя, скорее всего, не вдруг, мы оказались в запредельной реальности… Когда жизнь и смерть ощущаются на очень тонкой грани…"

Политика часто разъединяет людей. Сближает другое. Общее для всех. А искусство – это общее. Понятное на всех континентах. На всех языках.