14.09.2004 | 16:00

Рубрика "СНГ: Хождение по музам". Харьков

Эта древняя традиция - на месте побед и поражений, чудесных явлений и серьезных катастроф ставить православные памятники "во память". Крушение царского поезда в 1888-м году и чудесное спасение семьи императора Александра Третьего увековечено на сводчатом потолке домовой церкви святого Великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге и строительством часовни на том месте, где поезд сошел с рельсов. О восстановлении часовни в селе Борки под Харьковом, долгие годы пребывавшей в запустении, – наш специальный материал.

17 октября 1888 года Император Александр Третий вместе со своей семьей возвращался из Крыма в Санкт-Петербург. Поезд двигался со скоростью 58 верст в час и внезапно, между станциями Борки и Тарановка Харьковской губернии, сошел с рельсов. Вагон-столовая, где ехала царская семья, разрушился, основание его скатилось с насыпи, стены сплюснулись. Под обломками погибло 20 человек, еще 40 были тяжело ранены. Но случилось чудо – из членов императорской семьи никто серьезно не пострадал. Счастливое спасение вызвало в России бурю восторга и желание увековечить это событие. Так на месте катастрофы появился Храм Христа Спасителя, а, напротив, на железнодорожной насыпи, куда рухнул императорский вагон – была построена часовня Нерукотворного Спаса. В годы Великой Отечественной храм был разрушен взрывом, а часовня осталась без купола.

То, что уцелело хотя бы здание часовни в советские времена, в местном приходе нынче считают Божьим промыслом.

Отец Леонид, настоятель Храма Христа Спасителя в Борках: "Здесь, конечно, было и склады с удобрениями, с ядохимикатами, ну, у людей все-таки к делу божьему сердце болит, и они, конечно, решили возобновить приход на этом месте, в этой часовне".

Первые шаги к возрождению были сделаны в 1992-м, Инициаторы восстановления – две местные жительницы - ходили по людям, собирали по копейкам – кто тридцать копеек даст, кто пятьдесят, кто рубль. Одна верующая даже шубу продала, и все деньги отдала на часовню. Тогда же в еще совершенно разрушенном помещении начали проводить богослужения, несмотря на то, что часовня буквально разваливалась, а на головы молящимся с дырявого потолка лилась вода. И только спустя десять лет дело сдвинулось – за восстановление взялась Южная железная дорога. Сейчас 29-метровая выглядит почти также, как и сто лет назад. Для полного завершения работ осталось выполнить внутреннюю роспись.

Отец Леонид, настоятель Храма Христа Спасителя в Борках: "Мастер проводит эти работы, он говорит, что очень мало все-таки документов , чтобы восстановить все как было".

Духовенство Харьковской епархии решило увековечить память о чудесном спасении царской семьи отливкой невиданного ранее колокола из чистого серебра весом в десять пудов. Деньги и серебряные предметы принимались во всех приходских храмах. Пожертвования превзошли все ожидания, и за один месяц была собрана сумма, позволившая объявить, что колокол будет весить не десять, а двадцать пудов. 5 июня 1890 года колокол был отлит, а 14 октября торжественно поднят и укреплен на первом этаже соборной колокольни, в часовне Нерукотворного Спаса. В хаосе гражданской войны серебряный колокол исчез. А электричка в Борках останавливается только по праздникам.