16.09.2004 | 18:42

Конкурс юных пианистов имени Шопена: второй тур

В России всегда играли Шопена. Великие музыканты – Зилотти, Скрябин, Игумнов обращались к творчеству "певца фортепиано". Также победителем Первого конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве, состоявшемся в 1927 году, стал Лев Николаевич Оборин. "Москаль" показал, что русские могут играть Шопена, и это признал весь мир. Поэтому неудивительно, что у самого престижного пианистического конкурса в 1992 году появился "младший брат" именно в России - Московский международный конкурс юных пианистов имени Шопена. Сейчас он проходит уже в четвертый раз. Его участники исполнили обязательную программу и пятнадцать достойных из четырех стран прошли на второй тур.

Второй тур на конкурсе Шопена – эта середина пути, которую надо пройти не споткнувшись. Ведь если конкурсант укротит свой страх, то его ждет победный третий тур и звание лауреата. Ну, а если участник не справится с волнением, то за финальными событиями он сможет наблюдать, только как зритель.

Николай Петров, председатель жюри: "Второй тур – это экзамен на зрелость музыкантскую".

Михаил Александров, директор конкурса: "Практически все жанры, которые использовал в своем творчестве Шопен, представлены во втором туре. Участник должен играть две мазурки, три прелюдии, вальс и одно из крупных сочинений".

В жюри конкурса – десять человек, десять мнений. И, конечно, каждый участник второго тура задает себе вопросы: "Как надо сыграть Шопена и кому угодить?"

Михаил Воскресенский, член жюри: "Нужно быть искренним, естественным и непосредственным".

Николай Петров, председатель жюри: "Хочется чего-то сокровенного, хочется восхититься тишиной, паузами".

Виктор Мержанов, член жюри: "Это не формальная была игра".

Были и конкурсанты, которые воспользовались советом Генриха Густавовича Нейгауза: "Если ты боишься, что публике будет скучно, играй еще медленнее. Значит, ты не успеваешь рассказать и заставить слушателя дослушать тебя до конца".

Виртуоз – в переводе с латинского, "доблестный человек". Это человек, идущий на риск. И может быть, именно на конкурсе, когда молодые участники бояться всего, всех, и вся – лучше угодить композитору … И самому себе.

Конкурс юных пианистов имени Шопена