17.09.2004 | 20:56

Владимир Меньшов: не надо издеваться над мыльными операми

"В кинематографической среде меня смущает нежелание понять вкусы общества… Надо не издеваться над этими "мыльными операми", а серьезно думать о том, как их облагородить, поднять до уровня настоящего искусства". День рождения мастера отечественного кино Владимира Меньшова (17 сентября) – повод не только вспомнить его фильмы, но и поразмышлять над причиной их успеха.

Противопоказания: отсутствие чувства юмора – раз. Наличие в кармане редакционного удостоверения – два. Если искусство и в самом деле лечит, надо предупреждать кинокритиков об опасности побочных действий. Впрочем, им-то самим все равно, что же касается режиссера, то для него это давно стало доброй приметой: раз журналисты плохо отзываются о новом фильме, значит, ему обеспечена долгая экранная жизнь.

Так было с самым известным фильмом Меньшова "Москва слезам не верит": критика писала о потакании режиссера дурным вкусам, создатели картины тем временем получали мешки писем от зрителей. Только за первый год фильм посмотрели 90 миллионов человек, он был удостоен множества призов, в том числе – в 1981 году – "Оскара" - как лучший иностранный фильм года.

Зрительское кино рождается при участии зрителей. Еще не закончив фильм, Меньшов зовет на просмотры друзей и знакомых. Дыхание зала помогает работать, подсказывает, какие эпизоды оставить, какие – выбросить. Результат – ощущение того, что фильм делался с таким же удовольствием, какое вызывает теперь у зрителей.

Его герои часто даже сами не подозревают о той теплоте, на которую они способны. Сам режиссер уверен: обличительного пафоса нет в его картинах. "Доброе начало в этих фильмах греет, подкупает и притягивает людей".