20.09.2004 | 13:23

"Изображая жертву" - премьера в Художественном театре

Уже вторая по счету пьеса драматургов братьев Пресняковых появляется в репертуаре Художественного театра. После спектакля "Терроризм" режиссер Кирилл Серебренников поставил на новой сцене еще одну пьесу братьев – "Изображая жертву". В программе указано – "дети до 16-ти лет на спектакль не допускаются", это потому, что в спектакле используется нецензурная лексика, но самом деле сама проблематика этой социально-философской пьесы ложится тяжелым грузом даже на взрослую психику.

Можно не тратить время на рассказ о том, какой мощный режиссер Кирилл Серебренников – от спектакля к спектаклю очевидно его умение сжимать пространство и время, выдавая нам стопроцентный продукт, в котором, как в свежевыжатом соке, нет ничего лишнего. Спектакль "Изображая жертву" - повод поговорить об идеологии в театре. Вопрос о мате на сцене можно отбросить сразу – в данном случае цель оправдывает средства.

Олег Табаков, художественный руководитель МХТ: "Форма выражения – ненормативная лексика – только малая часть…"

Сама по себе бытовуха или сама по себе социальная философия – кого-то трогает, кого-то нет. Когда же все замешано сразу – и отсылка к Гамлету с его проблемами по доктору Фрейду, и социальное пророчество о появлении мыслей о том, стоит ли в московских магазинах покупать лаваш, не отравят ли, и психологическая схема, обозначенная в свое время гением как "не дай мне Бог сойти с ума" - тут уже не укрыться, спектакль попадает в каждого и попадает больно, всерьез.

Кирилл Серебренников, режиссер: "Мы бежали от социальности – делали вид, что ее нет, а она вот, перед нами, и уже фиг поставишь буржуазно, уже деваться некуда".

Режиссер не желает жалеть зрителя, того самого буржуазного зрителя, в адрес которого герой спектакля, милиционер, и высказывается столь непривычным для МХАТа образом. Серебренников считает, что когда называешь словами то, что причиняет боль, становится легче. И поскольку у сильного режиссера очень хорошо играют актеры, идея о том, что смерть – только желанное избавление от жизни, безысходной и бессмысленной, из абстрактной становится конкретной.

Плохо не только милиционеру, но и тем, кого он ловит, и тем, кого он отпускает. Ни капли оптимизма, ни лучика надежды. Вопрос лишь в том, стоит ли сегодня и в театре загонять в угол тех, кто пока еще надеется убежать в светлое будущее.