20.09.2004 | 15:10

Фестиваль "Душа Японии"

В эти дни российские меломаны смогут открыть некоторые тайны японской души. По крайней мере, тайны музыкальные. В России начался ежегодный фестиваль "Душа Японии". Как обычно, его гостей ждут встречи с музыкальными коллективами из Страны Восходящего Солнца, а также российскими исполнителями японской музыки. В субботу в Рахманиновском зале Московской Консерватории звучала японская флейта сякухати. Произведения из репертуара дзен-буддийских монахов, а также светскую музыку исполнил японский музыкант Кохэй Симидзу. Вместе с признанным мастером игры на сякухати на сцену вышли его ученики: музыканты ансамбля Ва-Он, созданного при Московской Консерватории.

Японский сенсей и российские студенты перед концертом обсуждают партитуру. Играть вместе они привыкли. Вот уже несколько лет каждую осень мастер игры на флейте сякухати Кохэй Симидзу приезжает в Россию, чтобы дать мастер-класс своим ученикам.

Кохэй Симидзу, музыкант (Япония): "Есть такие ученики, которые за 3 года достигают того же, чему я учился 10 лет. Наверное, причиной тому – консерваторское образование".

Впрочем, музыкальное образование есть далеко не у всех учеников Кохэя Симидзу. Вот, например, Александр Ивашин, стажер ансамбля Ва Он, до встречи с сенсеем не знал даже нотной грамоты. 3 месяца занятий по 10 часов в день – только для того, чтобы извлечь из бамбуковой флейты первые звуки.

Кохэй Симидзу, музыкант (Япония): "Я занимаюсь с этим учеником 4-й год и, честно говоря, не знал, что он непрофессиональный музыкант".

Александр Ивашин, стажер ансамбля Ва-Он: "В японской музыке необязательно иметь образование музыкальное, потому что раньше вообще не знали нот. Были школы, в которых преподавали сякухати монахи. Они даже общались с помощью сякухати".

Такое звучание бамбуковой флейты сейчас и в самой Японии услышишь нечасто. Кохэй Симидзу – последователь одной из древнейших школ игры на сякухати.

Маргарита Каратыгина, художественный руководитель ансамбоя Ва-Он: "Это эстетика тех времен, когда красивым в музыке считался любой звук мира, поэтому палитра звучания флейты Симидзу Кохэя наполнена шумами, дыханием".