27.01.2012 | 10:20

80 лет назад родилась Римма Казакова

Эпиграфом к ее жизни могли бы стать ее собственные строки: «Отечество, работа и любовь - вот для чего и надобно родиться». Популярную и любимую советскими читателями поэтессу Римму Казакову называли «Евтушенко в юбке». Дома культуры и общежития были увешены цитатами из ее лирики. Римма Казакова – автор многих популярных песен – «Ненаглядный мой»; «Ты меня любишь»; «Мадонна». Сегодня исполняется восемьдесят лет со дня рождения знаменитой поэтессы. Рассказывают «Новости культуры».  

Римму Казакову называли «истинно народной поэтессой». Она действительно была героем своего времени. Родители дали ей имя Рэмо – Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. В двадцать лет она сменила его на Римма. После исторического факультета Ленинградского университета семь лет проработала на Дальнем востоке педагогом, лектором и редактором. В 23 года выпустила первый сборник стихов. А затем - целеустремленная и бесстрашная, поехала покорять Москву.

«В конце пятидесятых годов она объявилась из Хабаровска в Москву и сразу обратила на себя внимание – молодая, живая, талантливая. Жадная к жизни и счастливая по своему, потому что ее появление в поэзии было востребовано, совпало со временем», - говорит поэт Кирилл Ковальджи.

Позже это время назвали оттепелью. Римма Казакова была в числе шестидесятников – Вознесенский, Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина – выступавших на знаменитых вечерах в Политехническом. Она говорила: «Мы были настоящие первые демократы литературы – потому что мы сражались не друг с другом, а за читателя». На Казакову люди стояли в проходах; ее слушали стадионы. Она была понятна и близка читателю, которого привлекала открытость и искренность ее поэзии.

Поэтесса считала, что лучшее, что она написала – не стихи на злобу дня, а любовная лирика. Женщины присылали ей десятки писем благодарности за ее строки о любви, полные нежности, теплой иронии по отношению к мужчинам и умения посмеяться над собой.

«У нее было редкое сочетание мужественной такой напористой женственности и одновременно – отвага беззащитности. Она не была так открыто публицистична, гражданственна, потому что даже когда она писала о Родине, она все равно писала о женщине и о мужчине. Ее «гражданственность» состояла в том, что любовь – это единственный способ существования человека», - считает литературный критик, первый секретарь СП Евгений Сидоров.

Лирику Риммы Казаковой часто перекладывали на музыку, которая, казалось, впитывала заложенные в ее строках жизнелюбие, легкость и откровенность. Многие песни на стихи поэтессы легли в основу репертуара эстрадных звезд.

«Песня любит открытость и простоту; никакого изыска, никакого снобизма текста не может быть. И вот эта ее «распахнутость» души и привлекала, и внутренняя музыкальность ее ритмов привлекала композиторов, а потом и слушателей, конечно», - уверен Кирилл Ковальджи.

Лиричность Риммы Казаковой не противоречила ее решительности и энергичности, которые проявлялись в многообразной общественной деятельности. Она была секретарем правления Союза писателей СССР. Благодаря ей, по всей стране проходили праздники поэзии и дни национальной литературы. Она вела работу с молодыми писателями, создала и возглавляла Союз писателей Москвы. Настоящий труженик, друг, честная, искренняя и решительная, Римма Казакова словно была прототипом лучших образов советского кинематографа. И она так походила на героя собственной лирики, который был «суров и нежен».

Памяти Риммы Казаковой посвящена программа «Мы все в этой жизни кому-то нужны». Смотрите ее сегодня, в 18 часов.