24.09.2004 | 19:11

Персональная выставка Олега Целкова

Биография художника Олега Целкова типична для нонконформиста советской эпохи. Его первая выставка прошла в научно-исследовательском институте имени Курчатова и продержалась только два дня. Вторая была закрыта через 15 минут: представители КГБ выключили свет и разогнали публику. За этим последовало исключение из Союза художников. А в конце 1970-х Целков уехал в Париж, где и живет с тех пор. В Россию приезжает нечасто, но всегда по какому-нибудь важному делу. В этом году дел даже два. Во-первых, художник передаст в дар несколько картин Третьяковской галерее, Русскому музею и Эрмитажу. Во-вторых, в Мраморном дворце Санкт-Петербурга открылась персональная выставка Олега Целкова.

Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея: "Возвращение – это необходимость. И это важно как восстановление какой-то исторической справедливости".

Именно такими словами открывали выставку Олега Целкова. В экспозиции – 22 работы. Немного для художника, выставки которого в России проходят крайне редко. На всех работах художника – один герой. Известен год его рождения – 1960. А вот имени не придумали ни критики, ни сам автор. Одни называют его "человекоподобным пузырем", другие – "надувным манекеном". А сам художник считает, что его персонаж происходит из "невиданного доселе племени".

Олег Целков, художник: "Ниоткуда родился, свалился с неба, и все. И сколько я ни ищу его прародителей – сирота круглый".

Олег Целков говорит, что избавиться от созданного однажды персонажа не удается, что бы ни начинал писать, все равно проглядывают знакомые очертания. В России советского периода герой вызывал у автора ужас – слишком напоминал портрет современника. Того самого, который отрицал возможность индивидуальности и нонконформистского искусства. Во Франции 80-х годов те же полотна вызывали ностальгию. А вот сегодня герои художника ему самому дарят светлые и теплые чувства. Что неудивительно. Именно этот образ принес Целкову, без преуменьшения, всемирную известность.