01.10.2004 | 20:32

В Москве открыли мемориальную доску Альфреду Шнитке

Завтра в Москве открывается Международный фестиваль музыки Альфреда Шнитке. Известные музыканты - Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Олег Крыса, Татьяна Гринденко - были друзьями композитора.

Для них Шнитке специально писал свои произведения, которые теперь и прозвучат в Большом зале Московской консерватории. Сегодня, в канун фестиваля, на доме, где жил композитор, открыли мемориальную доску. Рассказывает наш корреспондент.

В доме на улице Дмитрия Ульянова Альфред Шнитке прожил более 30 лет, с 61-го по 95-й. Сегодня телевидение впервые попало в его квартиру. Мы увидели его первый кабинет – московский, здесь были написаны многие произведения. А еще Гамбургский кабинет композитора, перевезенный в Москву его вдовой.

Судьба Шнитке сложна. Долгое время его сочинения не были разрешены к исполнению, тогда многое в творчестве определялось ЦК партии. Его музыка официально была признана в 77-ом, исполнением Кончерто гроссо №1. Теперь нет ни одного крупного произведения, которое не было бы исполнено в Москве. Но предстоящий фестиваль имеет свою специфику.

Ирина Шнитке, вдова композитора: "Тот фестиваль, который начнется завтра, в основном включает камерные произведения. Есть симфонические, но мало, их написано гораздо больше".

Картину творчества композитора дополнят ноябрьские внефестивальные концерты и концерты в других странах мира, где будет представлено и оперно-балетное творчество. А на фестивале в Москве выступят друзья, выдающиеся музыканты, многие из которых были первыми исполнителями произведений Шнитке. Саулюс Сондецикс, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Наталья Гутман, Гидон Кремер, Татьяна Гринденко… Эти музыканты исполняли и продолжают исполнять произведения Альфреда.

Юрий Башмет, народный артист СССР: "В его произведениях нет ни одной лишней ноты. В его музыке всегда есть смысл, подтекст, разговор о шекспировских категориях, то есть общечеловеческих, его музыка всегда о жизни и смерти".

А потому она всегда актуальна, всегда желанна для слушателей и исполнителей. Ну а если случился юбилей, то это не повод для исполнения музыки композитора, а естественная потребность его отметить.