12.10.2004 | 20:16

Салонное искусство – тоже искусство!

Пятьсот произведений искусства XIX века в одной экспозиции, и все о красоте. Красивые люди, красивые позы, красивые пейзажи, где выпестован каждый листочек на дереве, каждый камушек на берегу. Противники подобного искусства называли авторов этих картин "беспечальными художниками". Достойно ли большому мастеру заниматься безыдейным любованием красотой? Организаторы выставки в Третьяковской галереи отвечают на этот вопрос утвердительно. При виде салонной живописи принято приговаривать: ну да, ну да. И скорее переходить в следующий зал, к настоящему искусству, без этой слащавости.. Так было в России практически на протяжении всего двадцатого века. Ведь салонная живопись отражала интересы презренного буржуазного общества, а то и вовсе - мещанства. Но в последнее время специалисты стали уделять этому виду изобразительного искусства все большее внимание. А в Третьяковской галерее собрали лучшие образцы салонной живописи XIX века из своих фондов, Русского музея, музеев Нижнего и Великого Новгорода, Серпухова, Переславля Залесского, а также из московских частных собраний. Многие работы станут настоящим открытием для зрителей, например…

Татьяна Карпова, руководитель художественного проекта: "Работа Семирадского, которая недавно была приобретена на Английском аукционе. "Светочи христианства. Факелы Нерона"

Самое большое полотно в экспозиции – также произведение Семирадского "Фрина на празднике Посейдона", которую привезли из Петербурга на специальном валу в сопровождении петербургских реставраторов, у которых, в силу профессии, возникали некоторые сомнения, можно ли вывозить картину из дома..

Александр Минин, реставратор Русского музея: "Нет, холст у нее хороший, все у нее замечательно. Она вполне может ездить. Она даже в Японии была".

Сейчас в Третьяковской галерее сразу несколько работ Семирадского. А, кстати, сам Третьяков ни одной картины художника не приобрел.