12.10.2004 | 20:29

"Интерфото – 2004": в кадре и за кадром

Особенность десятого, а значит, юбилейного международного фестиваля профессиональной фотографии "Интерфото – 2004" в том, что он адресован не только профессионалам, как это было в прежние годы. Зритель - прежде всего. Поэтому и смена площадки – вместо рафинированного "Нового Манежа " - Центральный дом художника, где все пришедшие могут посмотреть не только выставки, но и окунуться в атмосферу фестиваля, неформально пообщаться с фотографами, стать участниками интерактивных конкурсов. По оценкам "Интерфото", в нынешнем году ожидается более 18 тысяч посетителей.
"Разделенное целое" - подзаголовок "Интерфото – 2004" вполне можно трактовать географически – работы, представленные в на 12 фотовыставках, вроде бы исследуют, как развивалась документальная фотография в России и в странах бывшего социалистического блока в последнее десятилетие. И все же, главный фоторазговор на всем экспозиционном пространстве о том, что, несмотря ни на какие перепаханные полосы и столбы с гербами на границах, взаимопроникновения культур не остановить.
Рафал Милах, фотограф участник проекта "Жизнь на польско-литовско-белорусской границе" (Польша): "Этот проект мы снимали перед тем, как Польша вступила в Евросоюз, и мы хотели сделать материал о границе".
Этот проект признан крупнейшим в новой документальной польской фотографии. Начинающие фотографы и маститые зубры, титулованные мэтры и подмастерья с разным опытом и взглядами, с разным отношением к реальности исследовали границу как феномен, веками устоявшийся, как незыблемость, которая может не вдруг, конечно, приобретя очертания дымки, полностью раствориться.
Границы для Мартина Коллара, автора знаменитого фото-хита "Новая Европа", несколько иные. Границы от привычного к уже знаемому, живая история в развитии. Метаморфоза не столько пространства, сколько сознания.
Мартин Коллар, гость фестиваля, автор проекта "Новая Европа" (Словакия): "Конечно, я являюсь участником процесса. Я как фотограф – участник этих событий. Я не только наблюдаю. С камерой я перехожу эту обратную границу – от коммунизма к капитализму".
Необратимый экономический процесс во всех странах бывшего соцлагеря – явление, стартовавшее бурно и подчас весьма болезненно. Но, как бы то ни было, экономика развивается по спирали. Общее же культурное пространство – по прямой, с перерывами, с пунктирами, но по прямой.
Лиза Фактор, директор фонда "Объективная реальность", генерального партнера "Интерфото": "Конечно, за долгие годы у нас появилось много общего у этих стран, даже, несмотря на то, что некоторые не любили других и были всякие противоречия, но, тем не менее, у нас есть культурное общее нечто, которое очень интересно исследовать".