13.10.2004 | 20:30

"Французский рисунок XV-XVI веков" - выставка в Эрмитаже

Художников XVI века Франсуа и Жана Клуэ называли честью Франции. Их сравнивали с Микеланджело, а Екатерина Медичи заказывала у них портреты. Царственная особа – отравительница и интриганка - вошла в историю еще и как меценат и любитель живописи, ввела во Франции моду на карандашный портрет. Сейчас рисунками из ее коллекции гордятся крупнейшие музеи мира. Есть они и в Эрмитаже. Кстати, эрмитажное собрание французских карандашных портретов XV-XVI веков считается одним из лучших за пределам Франции. Уникальные работы, которые восхищали Екатерину Медичи и ее современников, – на временной выставке в главном петербургском музее.

Екатерина Медичи и Генрих Ш, Франциск I и Карл IV, Маргарита де Валуа, известная как королева Марго, – венценосные особы средневековой Франции в карандашных портретах – это не только собрание лиц одной эпохи, но и сама эпоха. С одной стороны, выставка представляет период Ренессанса в искусстве –портрет известного поэта Пьера Ронсара, с другой, – напоминает о том, что XV-XVI века - это время жестких религиозных войн. Галерея лиц тех, кто участвовал в сражениях между гугенотами и католиками. Графы и герцоги, которые играли важную роль во внешней политике Франции. Помимо известных художников Клуэ, Дюмустье, Лекурье, есть и рисунки неизвестных.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Здесь несколько вещей потеряли свои атрибуции, некоторые приобрели новые атрибуции. Замечательный "Портрет мужчины в шляпе" Фуке подтверждался последние несколько лет, и он уже точно принадлежит ему. А это действительно очень редкий рисунок, всего несколько рисунков существуют в мире, этого замечательного художника".

Выставка представляет и новое издание рисунков, с последними атрибуциями, но и современный каталог – лишь ступень в изучении предметов истории искусств. Еще остались знаки вопросов возле имен авторов, а значит, осталась возможность дальнейших открытий.