22.10.2004 | 21:10

"Человекоподобный пузырь" - художник Олег Целков

"Я не вписался в современное русское искусство", - так говорит о себе художник Олег Целков. Уже много лет он живет в Париже и выставляет свои работы в галереях всего мира. Ему дорог один безымянный герой. Одни называют его "человекоподобным пузырем", другие – "надувным манекеном". А сам художник считает, что его персонаж происходит из "невиданного доселе племени". Сегодня на Крымском валу открылась персональная выставка Олега Целкова.

Третьяковская галерея возвращает еще одно имя всемирно известного бывшего нашего соотечественника Олега Целкова – одного из крупнейших художников ХХ века. Он учился последовательно в нескольких художественных вузах страны, из двух был отчислен "за формализм", третий – Ленинградский театральный институт все же сумел закончить. И в 58-ом году получил диплом "художника-технолога сцены". Как и все – искал свой собственный путь. Он создал собственного героя - "Портрет всеобщий". Безликие маски, "морды, рожи и хари" - так отзывались о его героях зрители. В 77 году покинул родину, в Париже жизнь художника сложилась весьма удачно, но молодое поколение России его практически не знает.

Олег Целков, художник: "То, что я попал в эмиграцию, оказалось для меня не злом, а великим благом, которое Господь мне подарил. Я оказался в изоляции, в чужой культуре, именно в этой ситуации я почувствовал свою русскость. Понял, что надо делать упор на русскость в своем творчестве. Чтобы ответить на вопрос: что такого русского в творчестве? Я приведу такой пример. Есть Индия, индийская культура, воздух, наконец. Мы говорим – Япония, Россия такая же страна, как, кстати, и Франция. Мои ранние работы – они не то, чтобы менее совершенны, просто я еще только вышел на свою дорогу, а в этих работах я уже вошел в собственные дебри. Меня ни что не окружает. Меня окружаю только я сам. Буквально учеников нет. Думаю, и не может быть. Я не знаю, но я не представляю, это будет подражанием. Мне и не положено это знать, да мне и не интересно".