29.10.2004 | 16:30

"Сто знаменитых фотографий XX века" из Венгрии

Венгрия – колыбель мировой фотографии. Доказательства этой гипотезы предъявлены на выставке венгерских мастеров "Сто знаменитых фотографий XX века".

Мы знаем о Венгрии, что ее население примерно равно населению Москвы. И что Венгерский дом фотографии старше Московского на сто два года. Всю остальную информацию об этой стране можно почерпнуть из совместного проекта двух упомянутых музеев.

"Сто знаменитых фотографий двадцатого века" – такое название получила выставка, со всех сторон отразившая культуру Венгрии на протяжении сотни лет. Об этом рассказал ночной выпуск "Новостей культуры".
Роберт Капа, Брассай, Ласло Махой-Надь, Андре Кертэс – у этих и десятка других классиков мировой фотографии одна и та же запись в графе "место рождения" – Венгрия.

Сто знаменитых фотографий XX века для непосвященных – лишь сто остановленных мгновений ушедшего столетия. Что само по себе немало – ведь было в нем столько всего веселого, грустного, трогательного, словом, достойного глаз фотохудожника. Желатин с бромистым серебром – значится под легендарными снимками 30-х. Сто лет назад фотографии печатали вручную, оценить такое мастерство – это уже привилегия посвященных.

Виктор Великжанин, фотожурналист: "Цифра сегодня – очень правильное оружие, быстро передать… но то, что сделано здесь – это действительно шедевры XX века".

Отто Бенце, директор Hungarofest: "Мы отобрали эти снимки из коллекции венгерского музея фотографии, чтобы показать фотографию начала прошло века, ее традиции, которые зачастую связаны именно с Венгрией. К сожалению, у многих художников не было возможности проявить себя на родине, и они покинули страну".

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: "Здесь есть культовые снимки. Например, снимок Мункаши молодая Лени Рифеншталь на горных лыжах в купальном костюме. Эстетика этого снимка предвосхитила эстетику самой Лени Рифеншталь. Ее знаменитые фотографии с культом тела, культом физической силы".

Или серия военных репортажей Роберта Капа, одного из основателей фотожурналистики. Снимок, обошедший весь мир, попавший во все учебники – "Смерть солдата". Уникальный случай в истории фотографии – художнику удалось запечатлеть момент гибели человека. Здесь и "Пловец" Андрэ Кортэса, оказавший влияние на известного английского художника Дэвида Хокни, и характерные диагональные композиции, которые можно найти у советского фотографа Александра Родченко.

Ольга Свиблова, директор московского дома фотографии: "Здесь мы видим такое количество перекличек между советской и венгерской фотографией, и по сути все стили, которые до сих пор представлены в мировой фотографии, начались отсюда".