29.10.2004 | 18:12

"Король Лир" в кимоно выходит на сцену МХТ

Школа Сузуки поверх школы Станиславского – и вот на сцене МХТ царит неподражаемый сумасшедший дом. Тадаши Сузуки поставил "Короля Лира". Как и в шекспировском театре, в спектакле Сузуки заняты исключительно мужчины, преимущественно молодые, отобранные постановщиком в ходе двухэтапного кастинга, последний из которых проходил в Японии. Результат – полтора часа напряженного действия, способного свести с ума даже самого искушенного московского театрала. Премьера в субботу. О готовности спектакля сообщил наш корреспондент в ночном выпуске "Новостей культуры".

Тадаши Сузуки – одно из самых ярких имен современной театральной режиссуры. Основа его теории – концентрация биологической энергии актера и превращение ее в выразительность. В его спектаклях могут играть только актеры, прошедшие серьезный тренинг по его методике.

Судзуки ставит только четырех авторов – Эврипида, Шекспира, Чехова и Беккета. Во МХАТе он поставил Шекспира – "Короля Лира", сократив огромную пьесу до 1,5 часов сценического времени. Причина – прежде всего в том, что актеры испытывают серьезные физические нагрузки, они должны быть максимально напряжены, и им было бы трудно выдержать в таком состоянии большой по длительности спектакль.

Табаков пожелал Судзуки "ни пуха, ни пера", но справедливее было бы, если бы того же самого Судзуки пожелал Табакову, который, в общем, рискует больше. Худрук МХТ предложил в этом сезоне новую для нас практику, которая широко используется во всем мире. В главном национальном театре страны постановку осуществляет один из самых ярких и самобытных зарубежных режиссеров. Если в "Комеди Франсез" приглашают Фоменко, то во МХАТ – Судзуки, все логично. В результате – более необычного спектакля во мхатовской афише нет. И вряд ли в ближайшее время будет.

Анатолий Белый, исполнитель роли Лира: "Спектакль рассчитан на тех, кто знает пьесу, знает, чем все закончится…"

Для Судзуки есть вещи важные и не важные. Среди последних – военная ситуация, бытописание, побочные линии и второстепенные персонажи. А среди важных – агрессия, война, тема смерти, убийства и самоубийства. То, что "кругом враги", это и у Шекспира, и в самой самурайской культуре, в психологии островного государства заложено.

Судзуки объясняет, что его "Король Лир" - это история об одиноком человеке, умирающем в психиатрической клинике, а шекспировский сюжет – это воспоминания больного.

Актерам от этого не легче, они существуют и по законам метода Судзуки, а это сумасшедшие нагрузки, связанные с графической пластикой, и с особой подачей голоса, и еще играют в подтексте заданное безумие. Анатолию Белому приходится перешагнуть несколько десятков лет в роли Лира, а исполнителям ролей сестер – найти грань, чтобы условность, когда мужчина играет женщину, не превращалась в анекдот.

Дмитрий Куличков, исполнитель роли Реганы: "Мы же не женщин играем, мы должны быть мужественны, хотя когда еще будет возможность сыграть Регану – с усами…"

Всего полтора часа, а материала – для многочасовых дискуссий.

Реплика выходящего из зала Табакова: "полезное дело делаем".
Реплика из спектакля: "Да будет так!"