02.11.2004 | 20:47

150 пастельных работ – в Третьяковке

Третьяковская галерея представила в одной выставке 150 пастельных работ. Такого в истории музея еще не было. Пастель – техника очень хрупкая. Поэтому их, если и показывают на выставках, то очень непродолжительное время. Хотя многие работы уже являются хрестоматийными. Но все же больше мы знаем их по репродукциям. Об этом рассказал вечерний выпуск "Новостей культуры".

Устоять перед светоносностью пастели не мог певец крестьянского быта Венецианов, и даже передвижники Маковский, Крамской, Репин, Левитан. Что уж говорить о романтиках Кипренском и Орловском, или символисте Борисове-Мусатове. А уж для мирискуссников пастель – самая, что ни на есть, их техника. Пастель была необычно популярна в галантном веке – с его любовью к изыскам и красивостям, второй всплеск популярности пришелся на рубеж XIX-XX веков. Хранить пастельные работы крайне сложно. Масленую живопись по технологии художники закрепляют лаком, сыпучую пастель закреплять нельзя – теряется свет в цвете. А незакрепленная – она не выносит никаких перевозок. И потому хранители нечасто выносят пастель из фондов в выставочные залы.

Ирина Шуманова, ст.научный сотрудник Третьяковской галереи: "Если случайно прикоснуться к пастели, она остается на руках, не случайно ее сравнивают с крыльями бабочки. Ни одна работа никогда не покидала, и, я надеюсь, не покинет стены галереи".

Почему же столь разные художники так любили эту "бабочку в саду искусства" - так называют пастель.? В ней особым образом соединяется импровизационность графики и сочность живописи. И в этом ее уникальность. А уникальность выставки не только в том, что произведения эти можно увидеть не часто, но и в принципе подачи работ, который в очередной раз иллюстрирует мысль о нелинейном развитии искусства. И потому интересно не только познакомиться с особенностями техники, но и сравнить, как развивается жанр разными художниками. Это удовольствие для эстетов.