11.11.2004 | 21:02

Русский театр драмы из Бишкека: гастроли после долгого перерыва

Возможно, статистика наука и не очень занимательная, но, безусловно, полезная. Без нее не обходится даже театральная деятельность. Тем более, если речь идет о поддержке русских театров стран СНГ и Балтии. Эта программа СТД под патронатом президента Российской Федерации начала работать с августа. И, как оказалось, на тот момент не было точных данных о том, сколько же русских театров осталось за пределами России. Сейчас в базе данных – 82 театра. Система их поддержки включает четыре направления: программу образовательную, то есть мастер - классы по технике речи и сценическому движению; программу формирования постановочных групп; творческие лаборатории – мастер классы для режиссеров, критиков, сценографов. И, наконец, гастрольную программу. Ее открыл Русский театр драмы из Бишкека, который впервые, после многолетнего перерыва, показал свои спектакли в российских городах: Новосибирске и Томске. Об этом рассказали "Новости культуры".

В начале 90-х на карте Киргизии не было города Бишкек, а был город Фрунзе. Оттуда на ежегодные гастроли в Новосибирск приезжал русский театр драмы. Но все закончилось 15 лет назад по причинам, не имеющим ничего общего с театральным искусством. Но в канун своего 70-летия Русский театр драмы, теперь уже из Бишкека, снова в Новосибирске. И обновляет дороги уже давно проторенные. А также прокладывает новые. В Томске, в сибирских Афинах, русский театр драмы впервые.

Михаил Такаев актер Русского театра драмы, Бишкек: "Мы давно не выезжали. Мы уже забыли, какой российский зритель".

Татьяна Стрельцова, народная артистка Киргизии: "Поскольку мы, скажем, в аппендиксе находимся, у нас нет никакого общения…"

Андрей Петухов, художественный руководитель Русского театра драмы, Бишкек: "Нам хотелось показать, в каком состоянии мы сейчас, какой дорогой идем…"

Информационный вакуум – первое, с чем столкнулся русский театр драмы в начале 90-х, когда опустился занавес между Россией и Киргизией. Его судьба начала развиваться по сценарию, ставшему классическим и для десятков других русских театров, неожиданно оказавшихся за рубежом и России, и театрального процесса.

Гастроли прекратились. Финансирование носит характер скорее символический, как и зарплата актеров - 25 долларов в месяц.

Две трети актеров уехало из Бишкека. Репертуар пришлось менять в авральном порядке. До недавнего времени незатейливые комедии и водевили составляли его основу. И это при том, что в труппе 5 народных, 7 заслуженных. Возможностей приглашать режиссеров и оплачивать постановочную часть нет. А молодежь не видит перспектив в русском театре.

Театр работает. По Станиславскому, вживаясь в предлагаемые обстоятельства. И ухитряясь удерживать планку. Пять премьер в год. Планы по созданию собственной актерской студии. Сибирские гастроли – первый жест помощи со стороны Большой земли – России. Брешь в многолетней изоляции. "Правда хорошо, а счастье лучше" - свежая постановка, возвращение к русской классике. "Пианино в траве" по Франсуазе Саган – первый опыт сотрудничества с киргизским режиссером Нурланом Асамбековым. Гастрольная программа – емкая и интересная. Аншлаги в Новосибирске и Томске. Гастроли Русского театра драмы из Бишкека – первый мост между двумя театральными Россиями - здесь и по ту сторону:

Наталья Старосельцева, координатор Центра Поддержки русскоязычных театров за рубежом СТД: "Чтобы это пространство опять сомкнулось, которое было разорвано искусственно".