12.11.2004 | 19:06

Русский репертуарный театр – на грани гибели

"
За все надо платить", "где-то прибыло – где-то убыло", "бесплатных завтраков не бывает" – все эти расхожие выражения представляют собой ничто иное, как бытовую интерпретацию основного закона физики, известного как "Закон сохранения энергии". Вы спросите, какое отношение все это имеет к русскому репертуарному театру? Отвечаем – самое непосредственное.
Пережив в последние годы небывалый взлет, отечественный театральный процесс застыл в ожидании возможного падения. Виной тому – законопроект, утверждающий принципы реструктуризации бюджетной сферы. 10 ноября полночный выпуск "Новостей культуры" рассказал о встрече руководителей российских театров.

В некоем царстве, в некоем государстве, а именно в волшебном царстве театрального искусства – переполох. Именитые и прославленные витязи Мельпомены оказались на распутье: направо пойдешь – станешь классическим бюджетником – как в старые советские времена: получаешь денежки из казны, а что заработал – в казну же и отдаешь. Налево пойдешь – окажешься ГАНО – государственной автономной некоммерческой организацией: имеешь право получать помощь от государства на конкурсной основе, а сам зарабатывай, как можешь. Да еще здание могут отобрать в процессе переоформления. Прямо пойдешь – обретешь дотоле никому неведомый статус автономного учреждения. Он позволит тратить и свои заработанные средства, и государственные, выполняя при этом некий госзаказ, о возможном содержании которого - в проекте ни слова. Зато подробно рассказано о Попечительском совете, который, по сути, и будет руководить автономным учреждением. Вот такой выбор. Впрочем, еще неизвестно, кто получит право его делать: театр или его учредитель, то есть государство. Витязи внимали разъяснениям, размышляли и возмущались.

Геннадий Хазанов, художественный руководитель театра Эстрады: "Неужели вы не видите, что это лукавство, никакой собственности у этого автономного учреждения нет".

Марк Захаров, художественный руководитель театра Ленком: "Я очень боюсь некоторого хаоса, некоторых потерь вершин, которые достигнуты русским репертуарным театром. Я боюсь его разрушения".

Армен Джигарханян, художественный руководитель МДТ под руководством Армена Джигарханяна: "В России театр без государства не может жить".

Александр Калягин, руководитель СТД: "Мы еще должны высказать отношение к тому, как разрабатывался этот законопроект. Мы оскорблены, что он делался втайне".

Даже на эту встречу руководители ведомств прислали своих заместителей.

Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон": "Я считаю, что нужно выбрать совет из самых представительных людей. Требовать встречи минимум с Фрадковым, максимум с президентом".

Именно на таком уровне оскорбленные витязи русского театра намерены требовать, чтобы в комиссию по разработке законе вошли эксперты СТД, чтобы сам театр мог решать свою судьбу и доказывать, что циничные реалии рынка могут запросто погубить это волшебное царство.



Руководители российских театров обратились к власти