12.11.2004 | 19:18

Графика художника - шестидесятника Николая Вечтомова

Большинству шестидесятников сегодня уже далеко за шестьдесят. Многих уже и нет. Самое время начать инвентаризацию эпохи, счистить пыль, дать порядковые номера, уточнить списки. Дистанция между пусть и вчерашней, но современностью и еще нестарой, но уже классикой, гораздо короче, чем кажется.

Третьяковская галерея продолжает цикл выставочных проектов, посвященных неофициальному искусству шестидесятых. Тому самому, которое началось еще в пятидесятые. Об этом 10 ноября рассказал полночный выпуск "Новостей культуры".

Николай Вечтомов – одно из самых ярких имен этого более чем яркого периода. Экспозицию выставки составили его графические работы.

Забыть то, что преподавали в художественном училище, и постараться найти собственный язык Николай Вечтомов пытался сразу же после его окончания. Он сознательно отказался от картинного формата и, нарезая маленькие картонки, начал экспериментировать с пятнами, линиями, фактурами. Художника интересовал микро и макромир, живые формы, то, что можно было увидеть под микроскопом. Найти адекватный современности пластический язык пытались и друзья художника по Лианозовской группе- первом объединении московского неофициального искусства. В него вошли Немухин, Мастеркова, Рабин, вернувшийся из лагеря Лев Кропивницкий.

Андрей Ерофеев, куратор выставки: "Лианозово - значительно более современная группа, чем кажется. Их эстетика во многом предвосхитила вещи, которые делали в 70-ые годы. Например, концептуализм".

Новое российское искусство рождалось не благодаря, а вопреки существующим условиям. Ведь показывать и обсуждать свои картины художники могли лишь у кого-либо на квартире. Поэтому все старались делать маленькие работы, как их еще называли почеркушки, которые содержали в себе огромный заряд новаторства. То, что делал Николай Вечтомов, получило название лирического абстракционизма.

Андрей Ерофеев, куратор выставки: "Вы видите там какие-то реминисценции пейзажа и ощущаете пейзажную подоплеку, но перед вами абстрактная композиция".

На фоне постмодерна ранние работы Николая Вечтомова выглядят довольно скромно. И все-таки поиски жанра привели к прорыву в современное художественное пространство и помогли ему оставить свой след в искусстве шестидесятых.