31.01.2012 | 09:58

На "Мосфильме" состоялся специальный показ фильма Павла Лунгина "Дирижер"

Отечественные кино-мастера, обладатели крупных призов, как будто соревнуются в том, кто лучше умеет пренебречь коммерческим успехом. И поднимают эту планку все выше и выше. Павел Лунгин, режиссер с ярко выраженной склонностью снимать артхаусное кино, показал накануне на «Мосфильме» новую картину «Дирижер». В основе фильма – знакомство Лунгина с творчеством митрополита Иллариона. Написанная священником оратория «Страсти по Матфею» стала одной из главных музыкальных тем картины. Рассказывают «Новости культуры».

Специальный показ в маленьком зале на «Мосфильме», первые зрители – журналисты. Павел Лунгин не выдерживает: все-таки заходит на финальных кадрах – посмотреть на реакцию. И сразу же говорит о музыке, она здесь, и правда, такой же герой, как и люди. Появляется, уходит, возникает вновь – оратория звучит почти вся, как сочетается с картинкой, Лунгин говорит, это и есть то, что называется алхимией.

«Берешь металл, кидаешь туда крылышко летучей мыши, лягушачью лапку, и вдруг это превращается все в философский камень, когда две вещи порознь отдельные перемешиваются, становятся чем-то совершенно третьим, – говорит Лунгин. – И тут я увидел чудо, когда музыка становится действующим героем фильма».

Обычная и вроде даже бытовая история. Знаменитый дирижер и оркестр приезжают, чтобы исполнить «Страсти по Матфею», написанные митрополитом Иларионом. От въезда и до отъезда в Иерусалиме всего три дня. Гастроли, каких было, уже кажется, сотни. Но после этих – по-другому посмотрят на жизнь, по-другому оценят себя.

«Это очень неожиданная картина, – считает кинокритик Леонид Павлючик. – во-первых, потому, что она снята на Святой земле, а наш кинематограф страдает каким-то изоляционизмом, потому что очень редко наши кинематографисты пытаются осмыслить жизнь нашего человека, за пределами нашей страны».

«Это фильм, который действительно сделан по сценарию души, – говорит кинокритик Екатерина Барабаш. – Который продолжает тему, начатую Павлом Семеновичем Лунгиным в фильме «Остров», это тема покаяния и тема нравственного преступления и наказания».

В главной роли – литовский актер Владас Багдонас, культовый для режиссера Эймунтаса Някрошюса. В эпизодах – настоящие музыканты, хор Третьяковской галереи и симфонический оркестр под руководством Федосеева, но когда за пульт встал Багдонас, оркестр, и правда, решил, что у них новый дирижер из Литвы.

За весь фильм не скажет и двадцати слов, не дрогнет и мускулом, когда узнает, что сын, которого долго не видел, не понимал и чей образ жизни не принимал, не просто погиб – повесился.

«Я понимаю и оправдываю его, потому что он заслуживает глубокого уважения, своим подвижничеством, своей ориентированностью на культуру на духовность, на высокое, – рассказывает Лунгин. – И, в то же время, такой человек может быть предельно жесток к своим близким, он может быть требователен, может быть несгибаемым, может не видеть боли, которая рядом с ним происходит»

Дирижер, который всю жизнь отдал главному – музыке. История о человеке, который заплакал один раз в жизни, и как изменилась вдруг жизнь. Об очищении, о нравственном выборе и о том, как многое в жизни понимается слишком поздно.