16.11.2004 | 00:12

Выставка "Немцы и Академия художеств. XVIII - начало XX века"

С 16 ноября в выставочных залах Российской Академии художеств, в Галерее искусств Зураба Церетели Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (Санкт-Петербург) представляет выставку "Немцы и Академия художеств. XVIII - начало XX века", построенную на материалах фондов этого старейшего художественного собрания России.

В преддверии 250-летия Академии художеств экспонируются более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, архитектурные чертежи и модели.

Немцы появились в Петербурге с первых дней его основания, и немецкая диаспора со временем стала самой многочисленной. Ее представители работали в самых разных областях - в науке, искусстве, ремеслах. Постепенно вокруг Академии художеств сгруппировались целые династии - многочисленная семья живописцев Венигов, Клодты (живописцы и знаменитый скульптор, автор памятника Николаю I на Исаакиевской площади и фигур "Юношей, укрощающих коней" на Аничковом мосту), скульпторы Залеманы, Брюлловы (живописцы Карл и Фридрих и архитектор Александр), архитекторы А. Штакеншнейдер, братья Тоны.

Помимо произведений первых профессоров Императорской Академии художеств ( гравера Г. Ф. Шмидта, живописца И. Ф. Гроота ), на выставке показаны портреты ее педагогов. Отдельный раздел посвящен архитектору Д. И. Гримму, чье 180-летие со дня рождения отмечалось в прошлом году. В фондах музея хранится интересное графическое наследие талантливой семьи Гримм.

Из других произведений, которые зритель увидит впервые - два больших декоративных панно немецкого романтика К. Э. Бирмана "Вид на собор св. Петра в Риме" и "Праздничный вид улицы в Лондоне", отреставрированные специально к выставке (их особенность в том, что произведения такого внушительного размера - 230 x 300 см - выполнены клеевыми красками на бумаге).

Огромный интерес представляют и фрагменты росписи Помпейского зала дачи А. П. Брюллова в Павловске работы И. Дроллингера (по эскизам А. П. Брюллова) 1837-1839 годы. Дача сохранилась до сих пор, но роспись была вырезана со стен в 1930-е годы. Творчество брата Александра Брюллова - "великого Карла" прекрасно характеризует замечательный портрет итальянской певицы Фанни Персиани, гастролировавшей в Петербурге.

Из богатейшего фонда архитектуры впервые экспонируются проекты Королевской часовни в Мюнхене (1824) архитектора Л. Кленце ( по проекту которого в Петербурге был возведен Новый Эрмитаж ). Другой немецкий зодчий и инженер В. фон Треттер, по чертежам которого в Петербурге в начале 1820-х были сооружены пять мостов, -представлен неосуществленным 18-тиметровым проектом ограды Летнего сада с тремя триумфальными воротами.

Из уникальной коллекции моделей привезены деревянный макет Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка (по проекту К. А. Тона), модели дворцового комплекса Альгамбра близ Гренады П. К. Нотбека; бронзовая модель лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте (сооруженной в 1830-х годах по проекту А. П. Брюллова в Петербурге), выполненная к Всемирной выставке в Париже в 1867 году. В архитектурный раздел включены проекты церквей для Москвы и других городов Российской империи.

Выставка, завершающая год Германии в России, отдает дань немецким мастерам, посвятившим себя подготовке молодых русских художников в стенах единственного высшего художественного учебного заведения в России, а также архитекторам, внесшим большой вклад в развитие русского зодчества второй половины XIX века.