31.01.2012 | 10:29

Выставкой "Книга художника" Пушкинский музей начал череду юбилейных торжеств, посвященных своему 100-летию

В государственном музее имени Пушкина, который в этом году отмечает 100-летие, открывается первая юбилейная выставка. «Книга художника» - не просто название экспозиции, а целое направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале прошлого века во Франции. Когда иллюстрировать литературное произведение берется настоящий мастер, результат зачастую становится вполне самостоятельным явлением. И часто текст в «Книге художника» уходит на второй план. В экспозиции представлено около трехсот графических работ. Рассказывают «Новости культуры».

Коллекционер Борис Фридман показывает жемчужину своего собрания – «Римские элегии» Бродского, проиллюстрированные крупнейшим художником Антони Топиесом. Яркий пример того, как в союзе поэта и художника рождалось новое произведение искусства. «Римские элегии» хоть и написаны рукой самого Бродского, но главная ценность этих страниц – в литографиях, которые рисовались на камне пальцем, а не кистью.

Эти книги покупают не для того чтобы читать – здесь важно все, кроме содержания. Упаковка, качество бумаги, шрифт, ну и конечно, самое главное – иллюстрации. Редкое издание. «Алиса в стране чудес», написанная Сальвадором Дали. На аукционе можно приобрести за 10 тысяч долларов. Впрочем, если сравнивать с ценой на картины этого художника – не так уж и много.

Именно торговцы картинами и придумали незатейливый термин «Книга художника», переквалифицировались в издателей и не заметили, как открыли новое направление в изобразительном искусстве. Пионером в 1900-м был Амбруаз Воллар – дилер Пикассо, Сезанна и Гогена.

«Привлекались художники, которые не были специалистами в строгом смысле слова книжной иллюстрации, – рассказывает куратор выставки Виталий Мишин. – Они подходили более свободно к своей задаче, и понимали ее более широко».

Художники-модернисты смело обращались с произведениями литературы. К примеру, Пабло Пикассо ярко-красным почти перечеркнул «Песнь мертвых» Пьера Реверди. Тексты не для чтения, а для красоты переворачивались, превращались в узоры и вовсе становились незаметными.

«Не секрет, что целый ряд изданий иллюстрировались этими художниками, не читая текстов, они просто вынимали и давали свои работы, – рассказывает коллекционер Борис Фридман. – Книга для них – еще один способ показать свое искусство, вот именно искусство».

Ценителей этого вида искусства много на западе. В России – коллекционеров можно пересчитать по пальцам. Галеристы же предпочитают картины из книг вынимать и продавать по отдельности - так дороже. Искусство, созданное торговцами в XX веке, в XXI постепенно ими же и уничтожается. Уже сейчас полные издания «Книги художника» большая редкость.