22.11.2004 | 17:17

Театральные деятели обратились к министерству экономики

Союз театральных деятелей России (СТД) призывает министерство экономики отозвать проект закона "Принципы реструктуризации бюджетного сектора". Об этом сообщили участники пресс-конференции, состоявшейся в понедельник в СТД.

В пресс-конференции принимали участие председатель СТД Александр Калягин, а также руководители центральных театров и видные деятели искусства - Михаил Ульянов, Юрий Соломин, Олег Табаков, Кирилл Лавров, Марк Захаров, Константин Райкин, Генриетта Яновская, Владимир Андреев и другие.

По мнению собравшихся, российскому репертуарному театру грозит опасность, исходящая от новых реформ, в частности от проекта реструктуризации бюджетного сектора, которая непосредственно затронет и театры.

В обращении театральных деяетелей, которое зачитал председатель СТД РФ Александр Калягин, говорится: "Мы на себе чувствуем политику, в основе которой лежит неприемлемый для театрального искусства принцип - свобода творческой и хозяйственной деятельности в обмен на отказ от бюджетных обязательств государства. С тревогой наблюдаем, как нас лишают естественного права выбора форм существования, как нам навязывают надзорный орган в виде попечительского совета с оскорбительными для театра функциями".

СТД призывает министерство экономики России отозвать из правительства проект закона "Принципы реструктуризации бюджетного сектора" и считает недопустимой дальнейшую работу без участия в ней представителей СТД РФ.

Более всего возмущает деятелей российского театра то, что судьбу театра решают без его участия, что прерван диалог с властью.

"Я не силен в экономике, но меня беспокоит сам процесс принятия новых реформ, а именно то обстоятельство, что решается наша судьба без нашего участия", - сказал на пресс-конференции художественный руководитель Большого драматического театра Санкт-Петербурга Кирилл Лавров.

Лавров полагает, что театральную реформу надо начинать с принятия закона о театре.

"Не может быть общего подхода к больницам, театрам, вузам и так далее. Отношение к культуре, и к театру в частности, как к обременительному пасынку, который сидит на шее государства, недальновидно. Можно потерять великое и уникальное, и признанное во всем мире такое явление как репертуарный российский театр", - подчеркнул в своем выступлении Кирилл
Лавров.

Театральные деятели России обращаются к руководству страны с просьбой лично вмешаться в разрешение возникшего конфликта и в связи с этим принять делегацию ведущих театральных деятелей России.

Принципиальным изменением, которое предусмотрено в проекте "Принципы реструктуризации бюджетного сектора", является запрет на самостоятельное распоряжение бюджетными учреждениями культуры средствами из внебюджетных источников. Таким образром предполагается, что с 1 января 2005 года учреждения культуры потеряют свои внебюджетные счета, если таковые у них имеются.

Как говорится в материалах, размещенных на интернет-сайте СТД, в настоящее время внебюджетные источники являются важной статьей для поддержания деятельности любого крупного стационарного репертуарного театра. Не менее важной статьей для них является и бюджетная поддержка государства.

По проекту реформы, театрам будет предложено три формы существования. Первая, для избранных, - государственная, с бюджетным финансированием, но все внебюджетные деньги будут потеряны, а учредитель будет вправе сторого контролировать все расходы театра и перераспределять его доходы. Вторая форма - автономное учреждение, которое может заниматься, помимо основных заказов, различными видами деятельности, но государство не несет за него ответственность. Третья форма подразумевает полную самостоятельность.

Выступавшие на пресс-конференции отмечали, что в ходе реформы из сферы бюджетного финансирования будут выведены большинство российских театров. Это ведет к практическому уничтожению мелких, средних и даже крупных театров с постоянным репертуаром, так как репертуарный театр, в отличие от мобильной антрепризы, в принципе не может быть самоокупаемым, он объективно нуждается в финансовой поддержке государства. С другой стороны, столь же недопустимым является, с точки зрения деятелей искусства, влияние государственных органов и организаций-учредителей на свободу творческого процесса в театре.