24.11.2004 | 15:19

Фильм Жана-Пьера Жене откроет в Москве Фестиваль Французского кино

2 декабря фильм Жана-Пьера Жене "Долгая помолвка" открывает 5-й Фестиваль Французского кино в Москве. Картина была снята по мотивам знаменитого романа Себастьяна Жапризо.

Первая мировая война близится к концу, а молодой француженке только предстоит вступить в настоящее сражение. Матильда получает известие о том, что ее жених Манек оказывается в числе пятерых раненых солдат, которых приговаривают к смерти, оставляя на нейтральной полосе, разделяющей армии французов и немцев. Шансы выжить сводятся к нулю. Отказываясь смотреть фактам в лицо, Матильда предпринимает свое собственное расследование, пытаясь узнать о судьбе жениха. Каждая новая встреча с новыми людьми приносит ей очередную душераздирающую историю последних дней и мгновений жизни Манека. Но Матильде незнакомо отчаяние. Если бы Манека убили, она бы почувствовала.

По мере того, как ей приоткрывается истина о судьбах пятерых несчастных солдат и их бесчеловечном наказании, Матильда все глубже погружается в ужасы войны, которая оставляет неизгладимый след в жизнях тех, кого затрагивает.

"Это история любви двух людей, которых разделила война, - считает исполнительница главной роли Одри Тоту. - Сила этой картины в сопоставлении двух аспектов: упорства Матильды, которая готова на все, чтобы найти своего якобы погибшего любимого, и жестокости исторического контекста. Эта история лишь раскрывает нам ужасы и бесчестье, которыми была пропитана эта война".

Кинокритики называют "Долгую помолвку" одним из самых амбициозных и необычных проектов французского кинематографа.

"Открыв книгу, я уже не мог оторваться, закрыл только тогда, когда дочитал до конца, - вспоминает режиссер. - Невзирая на серьезность и мрачность разворачивающихся событий, весь роман пронизан аурой невинности и иллюзорности".

Особенно Жене привлекла решимость главной героини. "В итоге все сводится именно к этому, - рассказывает режиссер. - Матильда глубоко верит в свою правоту, не оглядываясь на мнения остальных. Фактически она чувствует себя одинокой: одна против всего мира. И даже в краткие моменты сомнений она находит в себе силу убедить других в своей правоте. Лично мне очень близки подобное упорство и целеустремленность".

Для Жана-Пьера Жене была важна каждая, даже самая маленькая деталь. Поэтому он исследовал очень много исторических документов, пытаясь визуально воссоздать эпоху, в которой разворачиваются события.

Масштаб картины ставил перед режиссером определенные трудности. Так, работа по выкапыванию окопов протяженностью двести метров на двадцати гектарах земли длилась порядка шести недель. Каждый квадратный сантиметр траншей вылепливали, покрывали краской, шлифовали. Пришлось также рыть воронки от снарядов, выдергивать зеленые насаждения, вырывать с корнем деревья. Правда, после съемок производственная бригада все высадила обратно.

"Самым сложным, наверное, стала постановка сражений и военных сцен", - признается режиссер.

Наиболее напряженным оказался семинедельный период съемок в окопах. Жан-Пьер даже выдавал всем статистам документальные фотографии, настоящие письма солдат и описания ежедневной жизни бойцов в траншеях, чтобы они смогли прочувствовать, что же происходило в действительности.