26.11.2004 | 17:18

"Дон Жуан" в Москве – этапный спектакль театра имени Комиссаржевской

"Дон Жуан", вечно судимый и вечно амнистируемый, существующий в диапазоне от проклятого духа тьмы до романтизма, он снова гостит на московской сцене. В рамках фестиваля "Сезон Станиславского" свою версию скитаний главного любовника всех времен и народов представляет питерский театр имени Комиссаржевской. Режиссер, болгарин Александр Морфов, вообще известен своей склонностью к неоднозначным мужским судьбам – из последних примеров его "Король Убю" с Александром Калягиным. Нынешний спектакль подарен фестивалю "Сезон Станиславского" по случаю его – фестиваля – десятилетия. Об этом рассказал итоговый выпуск "Новостей культуры".

Спектакли, как дети. И рождаются они, как дети – легко или трудно. "Дон Жуан" в театре Комисаржевской рождался трудно. Беспрерывные репетиции по 12-14 часов, дотошность режиссера в любых мелочах – так рождалась трагикомедия по мотивам пьесы Мольера. Впрочем, в соавторы были призваны также Тирсо де Малина, Граббе, Бальзак, Мюссе, Гофман… История человека, чье имя стало нарицательным, появилась на подмостках театра 30 января этого года.

Александр Морфов, режиссер-постановщик спектакля: "Я всегда считал, что если материал – это отец, а режиссер – это мать спектакля. И от них происходит – от пьесы и от режиссера, рождается ребенок, и режиссер должен за ним следить, как он растет, научился ли чему-то, хорошо ли принимают его люди".

Судя по всему приему критики, реакции всегда переполненного зала – ребенок получился золотым. В самом прямом смысле. Спектакль в этом году получил пять престижных "Золотых софитов" - главной театральной премии Санкт-Петербурга.

Работа яркая, вкусная, что называется "выпуклая". Сплав шекспировского площадного юмора и глубокая философия, смех и страх – крутой замес и достойное воплощение. Игра актеров – заразительна, а любимец питерской публики Александр Баргман – просто блистателен.

Виктор Новиков, худрук театра имени В.Ф.Комиссарежевской (Санкт-Петербург): "Конечно же, этот спектакль стал этапным. Он стал этапным для жизни коллектива, потому что много есть хороших спектаклей и не очень хороших, но он стал этапным".

Для режиссера – это не первая работа в театре имени Комиссаржевской, семь лет назад он поставил на петербургской сцене шекспировскую "Бурю". Московский зритель знает его почерк по спектаклю "Король Убю" с Александром Калягиным в главной роли. А после "Дон Жуана" руководство театра предложило Александру Морфову пост главного приглашенного режиссера. Что это значит? Будут новые работы. Надо надеяться – такие же талантливые.