26.11.2004 | 19:54

Уникальная экспозиция в Инженерном корпусе Третьяковки

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась без преувеличения уникальная экспозиция. Впервые за полстолетия в одном выставочном пространстве было объединено большое количество полотен основателя русской школы пейзажной живописи Федора Алексеева, работавшего на рубеже XVIII-XIX веков, и его последователей. Работы Алексеева и его учеников были привезены в столицу из 13 российский музеев. Об этом рассказал вечерний выпуск "Новостей культуры".

Как будто остановилось время, и перед нами раскрылся драгоценный фолиант, на страницах которого – под потрескавшимся слоем старинной краски – живет и дышит прошлое: деревянная Москва до пожара 12 года, празднование столетия Санкт-Петербурга, иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра Первого…Детально разработанный стаффаж - колоритные фигурки горожан – дополняют картину бьющей ключом жизни. Перед нами – классицизм с человеческим лицом, придворное искусство, согретое живым дыханием творца, руководителя класса перспективной живописи петербургской Академии художеств.

Светлана Усачева, куратор выставки, научный сотрудник Третьяковской галереи: "Невозможно увидеть так Красную площадь... Сейчас нам это помешает сделать находящийся на этом месте исторический музей. Художник так компонует детали картины, чтобы мы почувствовали себя гуляющими по этой площади, ощутили колорит эпохи…"

Учившийся искусству живописи у Каналетто, талантливый копиист итальянского городского пейзажа – ведутты – Алексеев смог отойти от итальянского канона и создать свой жанр: русского городского пейзажа. В трех залах Третьяковки собраны не только его живопись, но и акварели, а также графика и работы учеников: Мошкова, Кунавина, Воробьева. Среди редко выставляющихся полотен - картина Алексеева "В храме". Условность костюмов и места действия – художник рисовал выдуманное пространство – дают ученым повод говорить о театральной природе картины. Возможно, она являлась эскизом декорации для императорского театра. Очень интересна подборка московских акварелей. Здесь, как и в остальных полотнах алексеевской школы, уделяется огромное внимание деталям. С любовью написанные художником они требуют от зрителя ответной любви и внимания. Время действительно остановилось. Полотна Алексеева и его учеников можно рассматривать бесконечно.