29.11.2004 | 20:16

Музыкальный декабрь обогнал календарь

Пушкинский музей начинает свой марафон – "Декабрьские вечера". Тема XXIV фестиваля "Отражения – метаморфозы". Творчество какого художника наиболее наглядно представит эту тему? Конечно, Пикассо. Самый крупный художник ХХ века, он был самым крупным авангардистом и, в то же время, кто еще так сильно связан с мировыми художественными традициями? Только что в залах Музея изобразительных искусств открылась выставка "Пикассо: отражения-метаморфозы". Об уникальности которой говорили сегодня на ее открытии. В залах пушкинского музея собраны работы Пикассо из Парижа, Барселоны, Штутгарта. Произведения старых мастеров символически представляет "жемчужина венского Музея истории искусства" - "портрет Инфанты Маргариты" Веласкеса. Открытие фестиваля, которое, Святослав Бэлза назвал Праздником предвкушения праздника, целиком было посвящено Пикассо. И музыкальная часть тоже. Подробности рассказали вечерние "Новости культуры".

Внутренний стержень нынешних "Декабрьских вечеров" – диалоги современного художника с искусством предшествующих эпох.

Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина: "В поисках пути, нового языка искусства обращались к предшествующим эпохам. Никто так ярко и своеобразно не выразил этого, как Пикассо".

Его парафразы вполне могли бы быть оскорбительными для любителей классического искусства.

Виталий Мишин, куратор выставки: "Элемент эпатажа и вызова заложен был объективно".

Михаил Бусев, замдиректора НИИ теории и истории искусства:
"Хотя он их очень любил, уважал, думал".

Сам Пикассо говорил, что во время работы, за его спиной всегда стояли великие мастера".

Возможно, им двигало желание сопоставить свою новую манеру со старыми мастерами, помериться силами с классическим искусством. Разница между старыми мастерами и Пикассо в том, что он передавал в своих картинах "способ мыслить, а не способ видеть". Это понимание пришло к нему в начале века со знакомством с африканской скульптурой. А античное искусство, как следует из выставки, подарило художнику легкую, тонкую линию, как в "Метаморфозах" Овидия", и даже помогало выразить свое мироощущение.

Музыкальная часть фестиваля развивает ту же тему – современный художник и мастера прошлого. В концертных программах прозвучат перекликающиеся произведения, написанные в разные эпохи. Семь последних слов Христа на Кресте Йозефа Гайдна и Софии Губайдулиной, бог Аполлон предстанет, запечатленный в звуках Моцартом и Стравинским и так далее.

А на открытии звучала музыка, посвященная Пикассо. Ее заказали греческому композитору Димири Арапису, создавшему балет о великом художнике. А теперь – вслед за ним и симфонию.


"Декабрьские вечера" согреют музыкой