01.02.2012 | 10:22

"Серебряный город" – выставка в поддержку мифа о Петербурге

Не ретроспектива, не визуальный отчет, но декларация художественных принципов. Так определяют жанр выставки «Серебряный город. Петербургская фотография XX – XXI веков». В центре внимания здесь, конечно, образ города, открытый для бесконечных интерпретаций. На выставке более 120 работ, признания в любви к Северной Пальмире от фотохудожников самых разных направлений и поколений. Рассказывают «Новости культуры».

Петербург в самых неожиданных ракурсах. Тон задает не «открыточный» вид на Исаакий летним днем, а потрескавшийся асфальт перед собором. Фотографы признаются в любви к городу в своей неповторимой, очень петербуржской манере…

«Петербургская школа» – очень странная, – говорит куратор выставки Ольга Корсунова. – В Петербурге как таковой «школы» не существует, потому что школа предполагает учителей, учеников и какой-то такой один стиль работы. Когда мы говорим о «Петербургской школе фотографии» - это больше состояние Петербурга, которое фотографы ловят, снимают, передают».

Эта выставка – практически полувековая история города в фотографиях. Несмотря на то, что эти любительские снимки были сделаны еще в Ленинграде, с них и начинается «Петербургская школа». В 50-е годы прошлого века снимать кого угодно, где угодно и как угодно могли лишь непрофессионалы. На частные фотоальбомы цензура не распространялась.

Рядом работы современного автора, Натальи Захаровой. Казалось бы, разные поколения, разные взгляды на город, но одна для всех традиция – печатать свои снимки вручную. Свою манеру печати Наталья называет «черно-белой»: «Это повторение техники гравюрной техники меццо-тинто - когда гравюру делают не по белому черным, а кислотой проводят по черному наоборот. У меня то же самое сделано, только с фотографией. Я запечатываю, а потом кислотой, которая называется у нас «отбелка», вырисовываю то, что мне нужно».

На современных фотогравюрах – исчезнувший Петербург. Снимать свой район, дом, в котором прожили пять поколений ее семьи, Наталья начала лишь перед самым его сносом.

«Я почувствовала какой-то страх этих домов, что они исчезают», – говорит Захарова.

А этот снимок в шутку называют «Петербургской Джокондой». Мол, все его видели, знают, но все равно восхищаются. Его автора, Бориса Смелова, критики именуют не иначе как Бродским от фотографии. Он настолько любил город, что мог изо дня в день приходить на одно и то же место, чтобы поймать в объектив особое настроение…

«Смелов говорил, что он с этим видом высиживал несколько суток на крыше, пока, наконец, не увидел этого случайно входящего человека, – рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник отдела истории западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Аркадий Ипполитов. – И вот он отснял и понял, что это как раз тот самый снимок, тот самый момент важный, который и делает фотографию не просто «фоткой», а произведением».

«Петербургская школа» не подвластна моде. Тонкое, особое настроение города фотографы по-прежнему бережно передают ручной печатью. На этих снимках время остановилось, а дворы-колодцы по-прежнему тянутся в небо.