01.12.2004 | 15:20

В "Доме Нащокина" - неожиданная экспозиция работ Валентина Серова

Выставка Валентина Серова, открывшаяся в галерее "Дом Нащокина", оказалась для всех неожиданной. Здесь нет хрестоматийных картин "Девочка с персиками" или "Похищение Европы". Нет портретов Шаляпина, Ермоловой и князей Юсуповых. Зато зрителям предоставляется возможность открыть неизвестного Серова. Экспозиция собиралась с миру по нитке, а потому здесь оказались работы из запасников Третьяковской галереи, провинциальных музеев, а также частных коллекций. Что получилось в результате – рассказали "Новости культуры".

Пожалуй, не столь важно, кто изображен на портретах Валентина Серова. Тем более что на выставке не так уж много известных современников художника. Главное, портреты интересно рассматривать, вглядываться в эти лица, пытаться понять их характер.

Сам Серов писал: "Меня ужасно интересует нечто, глубоко запрятанное в человеке". И пока художник не добирался до сути, до самого нутра своей модели, он не успокаивался. Прежде, чем начать работать над портретом, он старался как можно больше узнать о человеке, которого ему предстоит написать , и лишь когда модель переставала чувствовать себя скованно и забывала о непривычной обстановке, брался за работу. Художник отвлекал портретируемого разговорами, а сам в это время потихоньку наблюдал за тем, как двигается человек, какие у него характерные жесты и мимика. Он мог работать над портретом по 30-40 сеансов, а потом отказывался от того, что делал, если чувствовал, что не уловил самого главного в характере человека.

Наталья Рюрикова, директор галереи "Дом Нащокина": "Он был очень независимым, самостоятельным, своевольным и даже когда писал портреты великих людей, не старался показать их величие, а их психологию, потому что его интересовало это".

Пожалуй, менее всего известны обнаженные Валентина Серова. Для него это не просто учебные штудии, как обычно воспринимают ню, а особый жанр, открытый им самим.

Лидия Иовлева, заместитель директора Третьяковской галереи:
" Русское искусство любит относиться к обнаженной натуре с позиции морали высокой, штудии- может быть, а как жанр собственный –очень редко".

Так что " ню" Серова оказались приятным исключением.