01.12.2004 | 21:02

Авангардный фарфор из России показали в Лондоне

Текущая неделя в мировой столице аукционов Лондоне проходит под знаком русского искусства. Знаменитые дома Сотбис и Кристи представляют вниманию знатоков коллекцию русской живописи конца XIX начала XX веков, образцы ювелирного искусства, нумизматику, малую скульптуру – всего около 1400 лотов. На торги выставлены работы Айвазовского, Репина, Сурикова, Фаберже. Так что коллекционерам и людям со средствами будет на что потратится. На этом фоне экспонаты выставки авангардного фарфора, которая так же проходит в Лондоне, останутся для многих поклонников русского искусства несбыточной мечтой. Экспонаты не продаются - ими можно только полюбоваться. Наш специальный материал из Лондона.

Русский авангард предстал перед глазами лондонцев в его фарфоровом облике. Все эти изделия произведены после революции 17-го года на знаменитом бывшем императорском, а ныне Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Экспонаты, выставленные в эрмитажных залах лондонского Сомерсет Хауса, - отражение новаторских течений революционной эпохи. Прежде всего, это коллекция работ художников - супрематистов из группы Казимира Малевича. Ученики автора "Черного квадрата" Суетин и Чашник практиковались в создании супрематических форм и росписи посуды, выполняя заказ для музея Государственного фарфорового завода. Их знаменитый учитель тоже не остался в стороне. Многие считают, что супрематический чайник и получашки, созданные по проекту Малевича, – плод творческой конкуренции

Катя Филлипс, координатор выставки: " Я думаю, он должен был попробовать все, что делали другие. Может быть, он лучше будет".

В начале прошлого века изделия Ломоносовского завода стали оружием Советского Агитпропа. Привлеченные для росписи фарфора Альтман, Лебедев, Самохвалов, Петров-Водкин и другие художники волей не волей использовали язык футуризма и кубизма в интересах Советской власти. И сегодня эти шедевры большевистской пропаганды вызывают живой интерес на Западе. Впрочем, привлекает в агитационном фарфоре не политика, а искусство.

Нина Лобанова -Ростовская, искусствовед: "Это великолепные образцы расписного фарфора. Приятно, что Эрмитаж на этой выставке представил наилучшие экземпляры".

Выставка русского авангардного фарфора в Лондоне стала возможной благодаря сотрудничеству Эрмитажа, английского Института искусств Курто и финансовой корпорации "Уралсиб".

Дебора Своллоу, директор института искусств Курто: "Это безусловно приятное и продуктивное сотрудничество. Хотелось бы, чтобы оно еще больше развивалось и укреплялось".

Члены тройственного союза, заключенного в интересах культуры, судя по всему, не собираются его расторгать. По крайней мере, они дали понять, что выставка это - не последний их совместный проект.


Русский фарфор произвел фурор в Лондоне