03.12.2004 | 00:13

Открытие мемориальной доски Екатерине Фурцевой

3 декабря в 14 часов состоится открытие мемориальной доски на доме 9 по улице Тверская, где жила Екатерина Алексеевна Фурцева.

"Екатерина Фурцева - женщина-легенда, по праву занимающая особое место в летописи Москвы и России. За всю историю советской власти она - единственная, кто добился высоких постов в партийной иерархии, войдя в состав руководящих органов Центрального Комитета партии, в Президиум ЦК. И не просто добилась, но и заслужила это право своей Личностью, невероятной трудоспособностью и настоящим пониманием Дела, которому она была верно преданна.

Память о ней, ее образе и делах, о ней, как о государственном в самом лучшем и чистом смысле этого слова Человеке с большой буквы, жива в людях, зданиях, в тех культурных масштабных событиях, явлениях, связанных как со столицей нашей Родины, так и с Россией в целом.

Долгое время, будучи и Первым секретарем МГК партии, и Министром культуры СССР Екатерина Алексеевна отдавала всю себя, без остатка, процветанию российской культуры и - в первую очередь - просветительству советских людей и значимости советского (русского) искусства за рубежом. Имя Екатерины Фурцевой можно сравнить по значимости сделанного ею для Родины с именем Жаклин Кеннеди. Обе - красивые, уважаемые, авторитетные и, безусловно, беззаветно любящие свою страну и свой народ. Хоть Екатерина Алексеевна и не была, как говорится, первой Леди страны, но она была Послом Русской культуры и нашей Родины во всем мире.

Культурная жизнь страны под руководством Фурцевой преобразилась. Екатерина Алексеевна очень любила кино и, познакомившись в Париже с французским искусством, влюбилась и в город, и в его обитателей. В Москве начались недели французского и итальянского кино. В Москву приехали знаменитости. Это стало Событием международного масштаба. Равно, как и приезд великого Ива Монтана. Стартовавший в эти же годы Московский Международный Кинофестиваль завоевал любовь и популярность, престиж его был огромен. Публика ломилась в кинотеатры и концертные залы. Тот актерский звездопад вошел в мировую историю. И, как известно, именно великий фильм "8 1/2" великого Федерико Феллини получил Гран-при ММКФ не без вмешательства Е.А.Фурцевой. А многие зарубежные фильмы, которые закупил Госкино для широкого проката, - кто настаивал на валютных затратах?

В эти годы - общеизвестно - был всплеск создания и блистательных отечественных кинолент, входящих теперь в Золотой Фонд советского (российского) кинематографа. Советское кино гремело во всем мире. И, пожалуй, без преувеличения, это был один из лучших его периодов. Стало хорошим тоном разбираться в искусстве кино.

В 1964 году в Москву приехал на гастроли великолепный миланский оперный театр Ла Скала. Лучшие голоса мира до сих пор считают те выступления историческими и для себя тоже. Возглавлял труппу - сам Герберт фон Караян!

Большой Театр - как опера, так и балет - были под нерушимым покровительством Фурцевой, она исключительно опекала солистов, потому слава Большого стала и ее Славой: артистов нужно любить... Звезда Майи Плисецкой заслуженно сияла ярче яркого именно в эти годы. Лучшие спектакли Юрия Григоровича рождены именно тогда.

Джазмены всех поколений до сих пор благодарны Фурцевой за то, что именно в 62-м году в Москве прошли долгожданные гастроли оркестра Бенни Гудмена, которые стали настоящим фурором. И позже, через 10 лет, в 1972 - в Москве, Ленинграде и Киеве состоялся знаменитейший знаковый, как для СССР, так и Соединенных Штатов визит самого Дюка Эллингтона и его оркестра.

Открылись в Москве выставки Дрезденской галереи (1955), Нью-Йоркского музея "Метрополитен" (76), выставки французских импрессионистов, выставка Марка Шагала в "Третьяковке" и прочая-прочая-прочая.

Артисты и Художники всех жанров, любя и уважая Фурцеву, чувствуя ее искренность и не чиновничье отношение к ним и к Искусству, откликнулись всем сердцем - и в Москву полетело все лучшее в мире.

А Московский Фестиваль молодежи и студентов 1957 года!

Именно в годы "правления" Екатерины Алексеевны стали проводиться Международный конкурс имени Чайковского (Лауреат I Премии I Конкурса Ван Клиберн до сих пор с нежностью, благодарностью и с большим пиететом вспоминает Екатерину Алексеевну, как она вместе с Эмилем Гилельсом отстояла его Победу) и Международный конкурс артистов балета - причем Жюри возглавляли мировые величины, например, Мария Каллас, Алисия Алонсо и не только.

По инициативе Фурцевой в эти годы были построены - новое здание балетного училища, новый МХАТ, Цирк на проспекте Вернадского, Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац, создан Театр Эстрады во главе с Н.П.Смирновым-Сокольским, который позже переехал по новому теперешнему адресу, родился Театр на Таганке, новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета, устоял и получил культовое здание на Маяковке "Современник", МХАТ возглавил Олег Ефремов. И вряд ли, по мнению театралов, у МХАТа этих лет была бы такая история, если б не поддержка Екатерины Алексеевны. Речь идет не только о прославленных "стариках" и прославленной труппе в целом. Например, именно начало режиссерского становления известных теперь и именитых Камы Гинкаса, Льва Додина, Анатолия Васильева состоялось в эти годы на сцене Художественного Театра. Звезда Анатолия Эфроса и Марка Захарова взошла в 60-е. Исключительный творческий подъем был в театрах: БДТ - эра Товстоногова, легендарные спектакли и актерские шедевры тех лет, Театр имени Пушкина - этапным стало руководство Б.И. Равенских, программные спектакли рождались в Театре Сатиры, Театр имени Маяковского блистал новыми постановками Николая Охлопкова и потом на долгие годы определил свое кредо во главе с А.А.Гончаровым. Она успела дать жизнь Театру-Студии Олега Табакова! Надо ли объяснять, почему артистический мир попросту называл ее "мамой"?

С легкой руки и настойчивой воли Екатерины Алексеевны началось строительство спортивного комплекса "Лужники", построен и оснащен Государственный Концертный зал "Россия". После долгого перерыва, связанного с Великой Отечественной войной и восстановлением народного хозяйства, в 1954 году реконструирован комплекс ВСХВ, ставшей впоследствии ВДНХ, украшением и гордостью которой стали потрясающие воображение фонтаны. Активно продолжалось строительство новых станций метрополитена. И, наконец, знак Москвы, без которого немыслима Тверская, - памятник Юрию Долгорукому в этом году празднует свое 50-летие.

Непременно особо надо упомянуть и Декады союзных республик, проходивших в столице и инициатором которых была именно Фурцева.
Смотры художественной самодеятельности, расцвет и поощрение народного творчества, специальное пристальное внимание детям, их творчеству и эстетическому школьному воспитанию - был построен городской Дворец творчества детей и юношества, тот самый Дворец пионеров и школьников, что на Воробьевых горах, через который прошло не одно поколение москвичей. Народные музеи, "Народные университеты" - все это началось и получило всестороннюю поддержку именно при Фурцевой.

Не секрет, что за глаза ее величали Екатериной Третьей. А любящие Вера Марецкая и Ростислав Плятт и вовсе Екатериной Великой.

Многие боялись ее, многие искали ее расположения, многим она помогла, вероятно, как и все люди, в чем-то ошибалась, кому-то делала больно. У нее были свои пристрастия и свои причуды. Деятельная, эмоциональная, незаурядная, решительная, Екатерина Фурцева была достойна и любви, и ненависти, что неизбежно, если человек на своем месте. Кто не выносит тех, кто работает "спустя рукава", и требует от окружающих той же самой самоотверженности и требовательности к себе, которая ему свойственна. И потому все согласны в том, что это была Великая Женщина, навсегда занявшая свое, особое, место в русской истории", - говорится в пресс-релизе
.