07.12.2004 | 18:04

"Фаберже: утраченный и обретенный". Теперь в Петербурге

В Эрмитаже началась насыщенная неделя. Череду выставок открыл в понедельник "Фаберже: утраченный и обретенный". С вновь обретенным Фаберже уже познакомились любители искусства Москвы и Екатеринбурга. И все благодаря культурно-историческому фонду "Связь времен", который приобрел в США коллекцию работ великого ювелира и возвратил ее в Россию.
И вот теперь шедевры ювелирного искусства, разумеется, в статусе частной коллекции, выставлены в Эрмитаже. Сообщают корреспонденты "Новостей культуры" из северной столицы.

В Эрмитаже этот день уже называют уникальным. Если можно вернуть
Фаберже, значит можно заново обрести и все остальное. 26 экспонатов, пятнадцать пасхальных яиц, девять из которых принадлежали императорскому дому.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Выставка кроме эстетической радости и ностальгической радости вызывает
мощную радость возвращения России на рынок искусства".

Вершина творений Фаберже - так называемая "Императорская серия" пасхальных яиц. К 1917 году их было изготовлено пятьдесят. Вообще мастер не любил растрачивать дарование на частные заказы. Скорее они были исключением из правил.

Марина Лопато, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа: "Он частным лицам делал очень мало - яйцо Юсуповым, яйцо Нобелю, вот 6 яиц Кельхам и герцогине Марлборо. По сути дела все частные заказы".

"Коронационное" яйцо подарено Николаем II супруге на Пасху 1897 года. Миниатюрная карета - точная модель хранящегося в Эрмитаже оригинала, на котором Александра Федоровна въезжала в Москву. Одно из уникальнейших - яйцо в виде лаврового дерева. Подарено Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Другой подарок любящего сына - яйцо "Орден Святого Георгия". "Изящная вещица, ничего лишнего", - говорят о нем специалисты. Покрывает изделие великолепная эмаль, впоследствии ставшая визитной карточкой дома Фаберже. Это единственное пасхальное яйцо, которое императрица Мария Федоровна сама вывезла на Запад, покидая Россию в 1919 году. Оно, как и остальные утраченные и обретенные творения Фаберже, останется в Эрмитаже до середины февраля.