26.10.2012 | 11:29

Неожиданный Гольдони на сцене театра «Эрмитаж»

 

В России традиция ставить пьесы известного драматурга XVIII века Карло Гольдони не прерывается вот уже почти 250 лет. Режиссеров привлекает его остроумие и юмор. К одной из пьес знаменитого итальянца обратился и Михаил Левитин. В московском театре «Эрмитаж» он представил спектакль «Карло – честный авантюрист». На сцене яркое зрелище, в основу которого вплетены отрывки из мемуаров автора – реформатора итальянского театра. Рассказывают «Новости культуры».

«Честный авантюрист» – пьеса Карло Гольдони, которую режиссер Михаил Левитин определяет для себя как молодое творение итальянского классика, не такое популярное, как «Трактирщица» или «Слуга двух господ». Но вместе с тем – материал потрясающе плодородный, да и история – одна из любимых левитинских – об авантюрном приключении. Драгоценное пополнение к целой серии спектаклей театра на эту тему.

«Это возвращение мое к веселью, – говорит Михаил Левитин. – Мне надоело эта черное, тоскливое время, эта тягомотина бесконечная, споры о том, кто показывает правду жизни лучше. Какая правда жизни?! Есть единственная правда искусства, правда театра, правда юмора, правда веселья, инстинкт жизни. Не смотря ни на что!»

На сцене зрителя ждут не только персонажи из пьесы. Фигура главного героя публику как минимум удивит.

Врач, адвокат, реформатор итальянского театра – Карло Гольдони в новом спектакле театра «Эрмитаж» сам выходит на сцену в собственной пьесе. Создатель национальной комедии – он написал более 200 произведений. Но только в этом рассказал о своей жизни.

Автобиографичную пьесу о приключениях Гольдони Михаил Левитин приправил отрывками из книги «Мемуары», написанной драматургом в 1787. Сначала она была издана на французском – ведь Гольдони к тому времени уже покинул родную Венецию, чтобы возглавить парижский театр, а после и на итальянском. Теперь вот – вариант для русского зрителя.

Драматург на сцене – еще и постановщик. Представляет публике своего протеже – актера, которого назначил на главную роль авантюриста Гульельмо. Часто режиссер Гольдони так увлекается действием, что прерывает своих героев и сам вступает в диалог то со зрителем, то с актерами. На сцене – изнанка настоящего театра.

«Театр – это атмосфера в первую очередь, веселье и радость импровизации, – отмечает актер Денис Назаренко. – И чувство, что это – театр, карнавал, а не балаган».

Спектакль комедийный, прихотливый, динамичный, сложный, но с особой атмосферой – итальянской. Шутки, маски, яркие костюмы – вот она, карнавальная Венеция, дом, по которому так скучает Гольдони. Спектакль – легкий по духу, но сложный по исполнению.

«Карнавал легко смотреть, если он получается, а вот делать карнавал – тяжело, – считает артист Алексей Шулин. – Слишком надо быть подключенным к этому делу, самозабвенно так. Это достаточно тяжело, даже не физическом уровне».

Карло Гольдони со своей труппой предлагает публике праздник жизни ровно на два с половиной часа. Именно столько шли спектакли в итальянских театрах XVIII столетия. 
 

Новости культуры