08.12.2004 | 16:02

Алиса Фрейндлих отмечает юбилей

"Твой стиль – мальчишка-сорванец". Это были едва ли не первые слова юной артистке Алисе Фрейндлих. Ее карьера
и началась-то с Малыша – того самого – из Астрид Линдгрен. А эти слова сказал начинающей артистке Алисе Фрейндлих режиссер Игорь Владимиров. Но сам предлагал ей роли совсем иного характера – драматические, даже трагедийные. Именно в таких работах раскрылось дарование актрисы. Определить его одним словом не может никто. Самым точным определением, пожалуй, было бы "Она может играть все". Именно так говорят зрители после очередной премьеры Фрейндлих. Сама же Алиса Бруновна к своим работам относится без излишнего пафоса. Говорит, что с собой не на вы. И юбилей встречает, как и положено актрисе, в работе.
Об этом рассказывают "Новости культуры".

Когда Алиса Фрейндлих оканчивала Ленинградский театральный институт, легендарный профессор Зон так охарактеризовал свою студентку: "Может играть острохарактерные роли, детей и старух". И первые годы работы в театре подтверждали правоту мастера. Молодая артистка переиграла едва ли не всех мальчишек из русских сказок. А потом она встретила Игоря Владимирова. В театре имени Ленсовета их называли королем и королевой. Алиса Фрейндлих стала примой театра Владимирова, сыграв самые известные свои роли – Катарину и Джульетту, Элизу Дулиттл и Селию Пичем. Здесь же состоялась, казалось бы, вполне ожидаемая и, тем не менее, самая неожиданная театральная работа – роль Малыша в спектакле по книге Астрид Линдгрен. Пригласить ведущую актрису труппы на роль в детской сказке решили совершенно случайно.

Нора Райхштейн, режиссер: "В фойе подхожу и говорю: "Ну, что будем делать с "Малышом и Карлсоном"? Он говорит: "Ладно, давай. Кто малыша-то будет играть?" В это время по фойе проходила Алиса. Я говорю: "Вон, Алиса…".

С начала 80-х Алиса Фрейндлих работает на сцене Большого Драматического театра. Играет королев и английских леди. Домохозяек и деловых женщин. На спектакль "Аркадия" с ее участием билеты покупают за несколько месяцев. Как и много лет назад, в Петербурге "ходят на Фрейндлих".

Алиса Фрейндлих, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий: "Вот эта рифмованность - из одного века в другой – составляет очарование этой пьесы".

Впрочем, для бенефиса Алиса Бруновна выбрала…роль мальчишки. Моноспектакль "Оскар и розовая дама" на сцене театра имени Ленсовета – этапная работа и для театра и для актрисы. Играть десятилетнего ребенка, встречая юбилей, - смело. Так говорят критики. Впрочем, для Алисы Бруновны ничего невозможного нет.

Владислав Пази, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета: "Это захватывающая была работа. Это трудная работа была – и для нее, и для меня… Но особенно для нее – два часа одна актриса на сцене!"

О своих работах Алиса Бруновна говорить не любит. Считает, что это равносильно бесполезной попытке объяснить, что такое театр. А еще актриса редко делится творческими планами. Говорит, слишком долго верила, что все впереди. Пора жить настоящим.

К юбилею актрисы телеканал "Культура" показывает теле-версию спектакля БДТ "Калифорнийская сюита". Искрометную, остроумную, невероятно веселую постановку пьесы Нила Саймона - с блистательной Алисой Фрейндлих в главной роли - смотрите сегодня в 21 час 30 минут.


Великолепная Алиса

К юбилею Алисы Фрейндлих