14.12.2004 | 12:47

Нынешние "Декабрьские вечера" отличны. От прежних

"Декабрьские вечера" Святослава Рихтера, которые проходят в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, едва ли не центральное событие концертной жизни столицы. Но, кажется, нынешние "Вечера" по оригинальности и неожиданности превзошли программы прошлых лет. В залах Музея на Волхонке впервые зазвучал джаз. Таковы "Отражения и метаморфозы" этого декабря. Об этом рассказывают "Новости культуры".

Такого стены Белого зала пушкинского музея не помнят. Пораньше пришедшая на концерт публика, чтобы посмотреть выставку, застала еще репетирующих на сцене музыкантов. И при этом никто не выражал неудовольствия. Репетировать при публике могут себе позволить только джазовые музыканты. У джаза свои законы.

Ничто на свете не берется ниоткуда и не исчезает бесследно. Джаз на "Декабрьских вечерах" появился благодаря – не удивляйтесь – Баху. Подобно тому, как Пикассо представлен своими парафразами на известные картины, так и джаз отражает Баха. Но в этой программе Бах появился последним и открывал концерт.

Юлий Милкис, кларнетист (Канада): "Практически, программа была готова, за исключением Баха, сольной баховской сюиты виолончельной. Идет "Bach to swing".

"Bach to swing" – так называется пьеса французского композитора Клода Боллинга, и сверх идея вечера, состоявшегося в воскресенье. Можно, конечно, порассуждать о том, что Бах был блестящим импровизатором, и в этом смысле он самый джазовый из всех барочных композиторов. Хотя на это можно возразить, что фуга, жанр, в котором он преимущественно творил, самый запрограммированный, строго регламентированный, то есть абсолютно противоположен джазу, который, как известно, дитя свободы. Но не в этом дело, почему-то многие джазмены обращались к Баху. На этом же вечере джаз и Бах открыли много нового, например, познакомили с американцем Тони Фаланга, который считается лучшим контрабасистом и в джазе, и в классической музыке, представили нам Александра Рудина как джазового музыканта и открыли путь на эту сцену дебютантам фестиваля – пианистам Нине Коган, Павлу Нерсесьяну, ударнику Петру Ившину. А в целом подарили приятный декабрьский вечер.