14.12.2004 | 14:27

Спектакль "Чайка" без костюмов и декораций

В Москве продолжается фестиваль "NET". Участники этого смотра – артисты венгерского театра "Кретакор" - представили зрителям чеховскую "Чайку". Новый Европейский театр не чужд российской классике. А Чехов в Европе - один из самых популярных авторов. О "Чайке" без костюмов и декораций рассказывают "Новости культуры".

Попасть на этот спектакль все желающие не смогли. Мест не хватало, но критики и театралы несли стулья, чтобы хоть как-то разместиться в зале. И все ради того, чтобы в сотый раз посмотреть еще одну версию чеховской "Чайки". Пусть и в интерпретации одного из самых ярких представителей новой восточно-европейской режиссуры.

Арпад Шиллинг, режиссер: "Моему театру уже 10 лет. И мы только сейчас пришли к Чехову. В этой работе мы не собирались делать какие-либо новаторства в формальном смысле. Мы сосредоточились на актерской игре. Наша цель была не сделать что-то с Чеховым, а понять его. Мы считаем, что Чехова не нужно обновлять, его нужно каждый раз заново понимать".

Отсутствие декораций зрители обнаружили сразу, войдя в зал. А вот распознать среди театральной публики актеров оказалось непросто. На сцену актеры выходили прямо из зала в той одежде, в которой и приехали в театр. Реализм в действии, Арпад Шиллинг утверждает – костюмы только бы все испортили. Весь актерский ансамбль обозначился к середине действия. До этого зритель с интересом следил за тем, не окажется ли сосед справа или слева венгерским актером.

У Арпада Шиллинга репутация никогда не повторяющегося режиссера. Это касается как стиля, так и репертуара театра "Кретакор". Название, которого, кстати, переводится, как "Меловой круг". Когда 10 лет назад театру нужно было придумать название, режиссер решил, что труппа Арпада Шиллинга будет слишком нескромно. А в то время он как раз читал "Кавказский меловой круг" Брехта. Одна из брехтовских реплик стала девизом театра – "пусть все принадлежит тем, кто умеет этим пользоваться".