14.12.2004 | 20:30

"Актуальные проблемы русского языка в электронных СМИ"

"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"… Не только предугадать, но узнать на сто процентов, как оно отзовется, теперь сможет каждый журналист. Благодаря "Большому жюри по жалобам на прессу". Такую внутри-корпоративную организацию решил создать Союз журналистов России. Жюри будет состоять их двух палат по 25 человек: в одну войдут авторитеты в журналистике, другую составят рядовые читатели и зрители. Ну, а пока не начали поступать первые жалобы коллеги-журналисты собрались сегодня на конференции, тема которой "Актуальные проблемы русского языка в электронных СМИ". Об этом рассказал вечерний выпуск "Новостей культуры".

Филологи утверждают, что литературную норму придумывают не они, а сама жизнь. Она складывается стихийно, часто благодаря влиянию радио и телевидения. И здесь есть своя специфика. Современные средства массовой информации отличает агрессивность и нагнетание отрицательных эмоций. Здесь журналистам изменяет чувство меры и вкуса. Часто они чрезмерно увлекаются метафорами или игрой слов, за которым, порой, теряется смысл. Конечно, для журналистов радио и телевидения важна интонация, которую они выбрали для диалога со зрителем. В последнее время модной стала ирония по отношению к происходящему.

Ольга Григорьева, кандидат филологических наук: "Ирония - испытанное , хотя и горькое лекарство. Слово, произнесенное с насмешкой, помогает преодолеть страх, но и ожесточает сердце".

Ученые также обратили внимание на ударение. Ведь часто в какой либо передачи можно услышать разное произношение одного и того же слова. А такая неразбериха в эфире становится помехой в восприятии информации и переключает внимание слушателя с содержания на форму. Еще одна проблема – внедрение иностранных слов в русскую лексику. Конечно, их чрезмерное использование неоправданно, особенно, когда есть аналог на родном языке. Задуматься над тем, почему ученые отрицательно относятся к языку масс-медиа, предложил доктор филологических наук Виталий Костомаров.

Виталий Костомаров, доктор филологических наук: "Потому что это достаточно новая для применения русского языка сфера, которая отличается направленностью на массовую аудиторию и активностью самого процесса и сиюминутности восприятия".

Изменить отношение к средствам массовой информации и выбрать лучших из лучших поможет конкурс " Как наше слово отзовется". Известно, что в финал вышли также программы телеканала "Культура". Ну а победители будут известны уже 20 декабря.