15.12.2004 | 00:08

Фестиваль независимого кино "STЫK"

С 15 по 18 декабря в Доме Ханжонкова пройдет Фестиваль независимого кино "STЫK".

Франция обязана своей "Новой волной" критикам и киноведам из "Cahiers du cinema", которые начали не только описывать кино, но и практически теоретизировать, то есть снимать; в Германии "Молодое кино" возникло примерно по этому же принципу. В Великобритании появились объединенные манифестом Ричардсон. Рейш, Андерсон и прочие "рассерженные". В США - интереснейшая нью-йоркская андерграундная школа.

Все это непосредственно связано с понятием "независимое кино". Понятно, что в СССР такое кино деформировал тоталитарный проект, а в перестроечной России его просто не могло быть, поскольку отсутствовала необходимая социально ответственная художественная среда. Теперь кино это у нас есть, о чем красноречиво заявляет своими многолетними программами фестиваль "STЫK".

"Часто спрашивают: от чего независимо "независимое кино"? От денег (его снимают на свои, ибо кинопроизводство и монтаж подешевели). От инвесторов, поэтому оно идеологически абсолютно свободно. От громоздкого студийного инвентаря. От стандартов, навязанных ортодоксальными школами, застаревшей и тянущей назад традицией (ее творчески демонтировали харизматические авангардисты-бодхисаттвы Базен, Уорхол, Йонас Мекас).

У нас теперь есть абсолютно все (доступные цифровые камеры, нелинейный монтаж, за исключением, может быть, проката и тиражирования для последующих видеопродаж и дистрибуции) для того, чтобы с нами приключилось то же самое, что и во всей Центральной Европе 40-50 лет назад. В России наши активисты - люди contemporary art - начали и доведут до конца работу окончательного обновления отечественного кинематографа и сыграют, таким образом, роль западных интеллектуалов-буквоедов 60-х, ворвавшихся в мировой кинематограф и "взорвавших" его изнутри - ему во славу!

Питер Гринуей, Дэвид Линч, Дерек Джармен не были по образованию режиссерами, но были ими по существу - причем гениальными. Чтобы делать кино, этому не надо учиться в традиционном смысле: кино нужно чувствовать и уметь это выражать, если художник обладает безукоризненным ощущением формы и содержания.

В ранних культовых "мусорных" киноподелках новозеландца Питера Джексона коловращались отрубленные части человеческих, и не только, тел, кровь разбрызгивалась, как из разбитых стиральных машин, работающих на полном ходу... Кто мог бы предсказать этому "вечному второгоднику", режиссеру категории "С", хоть какое-то вразумительное будущее? Однако он теперь снимает вещи с бюджетом покруче, чем Камерон с его "Титаником", и еще не скоро будут сделаны фильмы, более масштабные и капиталоемкие, чем последние три части "Властелина колец". А ведь ничему специально этот Джексон не учился, просто бывал на съемочных и монтажных площадках, где постигал мастерство", - говорят о фестивале его организаторы.

Сайт фестиваля