16.12.2004 | 00:00

Гаранян Георгий на "Худсовете"

16 декабря 2004 года гостем Худсовета был Народный артист России Георгий Гаранян.

В безумной какофонии звуков над новогодней Москвой различима очень яркая, страстная, притягательная мелодия. Это звучит джаз, который лучшие наши джазмены играют в канун Рождества.
Открывается фестиваль традиционным гала-концертом в зале Чайковского.
Не пропустите Рождественский джазовый фестиваль, особенно, если вам немножечко грустно и жаль уходящего года, потому что энергии, которой можно подпитаться на концертах этого фестиваля, хватит на самый веселый рождественский праздник. Для неподготовленных можно сразу пояснить, что фраза в афише "Виртуозы Москвы. Дирижер Георгий Гаранян" вовсе не опечатка. Мэтр джаза не претендует на коллектив мэтра классической музыки, тем более, что ему вполне хватает своих многочисленных коллективов. Просто особенностью нынешнего фестиваля станет музыкальная эклектика – смешение жанров и стилей.

- Георгий Арамович, конечно всех интригует этот момент – Ваше выступление со спиваковцами. Что Вы им предложили, какой репертуар, и как они ответили? Как вообще сложился этот альянс?

Георгий Гаранян:
- Меня это тоже интригует. Это мое первое выступление со спиваковцами - "Виртуозами Москвы". Дело в том, что я знаю этот коллектив очень давно, но как зритель, как слушатель. И я всегда обращал внимание, что у них есть какое-то тяготение к легкому жанру. Это такое, как говорят американцы, easy listening – легкая музыка. Или это где-то даже элементы джаза. Вот в этот раз я постарался предложить им репертуар, в котором джаза побольше. Во всяком случае, это будет такой интересный экскурс в сторону рафинированного джаза.

- Готовы ли классические музыканты к импровизации?

- После первой репетиции могу сказать – готовы. Но не к таким импровизациям, к групповым. У нас есть одна пьеса Чарли Паркера "Блюз", в которой импровизация самого Чарли Паркера записана мной на ноты и сделаана аранжировка прямо на струнный ансамбль. Мы будем играть ее вместе. Так что они, если судить по репетиции, вполне готовы.

- Раньше джаз был категорически запрещен, Вы это знаете лучше, чем кто бы то ни было. Сегодня он категорически разрешен и играется практически везде. Не в ущерб ли это самому жанру?

- Да, действительно, джаз играется везде, в каждом уголке. Масса клубов, масса концертных эстрад, где джаз звучит. Но я как-то всегда предпочитаю, если делать джазовые концерты, то так, чтобы это было заметным явлением. Я думаю, это выступление "Виртуозов Москвы" наверняка будет замечено и среди любителей серьезной музыки, и среди любителей джаза.

- То есть какие-то выходы на смешение жанров Вам интересны сегодня?

- Какие-то дальнейшие выходы, потому что я уже много раз делал эти выходы. В частности, если вспомнить мою программу с Денисом Мацуевым. Кстати, мы с ним только что отыграли вот такой двойной концерт в Самаре. И для публики это все было неожиданно и приглашают еще выступить, с другими программами (что мы обязательно и сделаем). Так вот, это продолжение моего направления.
У меня были программы с оркестром Лундстрема, главным дирижером которого я сейчас являюсь. У меня были программы сугубо классического джаза в прямом смысле этого слова, потому что там звучали произведения Стравинского Ebony concerto, написанный специально для джазового оркестра, Бернстайна "Прелюдия, фуга и риффы" – такое смешение джазовых и классических терминов. Это просто продолжение моего экскурса в область серьезной музыки.

- Что происходит с джазовой музыкой, когда она переезжает с клубной площадки, традиционной для нее, на площадку академическую? Когда вы играете на фоне органа в Консерватории, как трансформируется музыка?

- Честно говоря, музыка, которая играется в клубах, она резко отличается от той, которая играется на концертной эстраде. Я вот предпочитаю именно джазовую музыку, которая звучит на эстраде и очень редко выступаю в клубе. Хотя… Если просто провести время, то, по-моему, это очень и очень неплохо.

- А если это академическая площадка, консерваторская тем более…

- Мой фестиваль… не фестиваль, а, как он называется… абонемент, который проходит в Большом зале Консерватории, называется "Джаз. Тема с вариациями". Он идет уже много-много лет. Народ уже привык к тому, что у нас смешение стилей: что-то услышит разнообразное, что ни в джазе самом, ни в классической серьезной музыке не услышишь. Так что какие-то эксперименты уже близки народу, и я уверен, что этот тоже вызовет интерес.

Беседу вела Нара Ширалиева