17.12.2004 | 16:10

"Последняя жертва" в Малом театре

"Последняя жертва" в Малом театре стала третьей по счету постановкой этой пьесы Островского в столице. Ей предшествовали одноименный спектакль Юрия Еремина в МХТе и "Ва-банк" Захарова в Ленкоме. Однако вряд ли стоит их сравнивать между собой, ведь они очень разные. Спектакль Малого в постановке Владимира Драгунова продолжает традиции дома Островского и в этом смысле абсолютно оригинален.

"Последнюю жертву" в Малом театре можно с уверенностью назвать самой классической из существующих сегодня версий позднего шедевра Островского. Здесь нет ни концептуальной ленкомовской сценографии, ни нового прочтения классического текста, переносящего действие в другую эпоху – как произошло во мхатовской "Последней жертве". Перед нами – Островский, каков он есть: без ремарок и купюр, и блестяще воссозданная на основе его текста купеческая Москва, которую, пожалуй, никто не знает лучше, чем актеры Малого, играющие в пьесах русского Шекспира на протяжении многих лет.

Василий Бочкарев, исполнитель роли Флора Федулыча Прибыткова:
"Александр Николаевич… Вроде бы, про него все известно… А может, лучше будет понять его через современный взгляд, через модную сценографию? Я все это прошел и понимаю сейчас, что что-то упустил во всех восьми пьесах Островского, которые я играл".

Классический текст как некий камертон, по которому настраивают звук спектакля, его ритм, нерв – именно так воспринимают классику Островского актеры Малого. Не случайно спектакли этого театра – зачастую именно актерский, а не режиссерский триумф. Триумф актера – профессионала, играющего максимально подлинно, обживающего пространство сцены как родной дом. В случае "Последней жертвы" в комнатах со старинной меблировкой была сыграна не просто комедия, как определил жанр пьесы сам Островский, но история большой любви.

Людмила Полякова, исполнительница роли Глафиры Фирсовны:
"Такая высокая красивая мелодрама. У меня такое ощущение".

На гримировальном столике Флора Федулыча Прибыткова - Василия Бочкарева - фотографии любимого драматурга. Эта маленький штрих к портрету актера Малого театра характерен и для современного театра в целом – Островский сегодня – самый репертуарный русский классик. Малый театр в этом отношении идет в русле современных театральных тенденций, несмотря на кризис режиссуры и нехватку новаторских сценических идей.