18.12.2004 | 16:14

В Москве представили единственную оперу Бетховена "Фиделио"

Остается только гадать, почему же единственная опера Бетховена "Фиделио" в России была обойдена вниманием. Казалось бы, произведение, проникнутое пафосом борьбы за справедливость, должно было соответствовать идеалам социализма. Однако, опера была поставлена лишь дважды – в 48-ом году в Москве и в 50-ом в Ленинграде. Именно в то время, когда она могла вызывать нежелательные ассоциации с реалиями нашей жизни. Невинная жертва, томящаяся в тюрьме единственно из-за личной ненависти директора тюрьмы, – прямо напоминала сталинские лагеря. Однако позже опера не ставилась. И теперь театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и дирижер Томас Зандерлинг (сын Курта Зандерлинга, немецкого дирижера, жившего в России, который представлял Фиделио в 50-ом) вернули эту оперу зрителям. Пока – в театре не закончена реконструкция – в концертном исполнении. Рассказывают "Новости культуры".

В последние годы в Европе и Америке наблюдается всплеск интереса к опере Бетховена "Фиделио" и обращение к нему театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, с одной стороны эхо той волны, с другой:

Александр Титель, главный режиссер театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: "Хотелось некий раритет показать. К тому же маэстро есть для этого".

Для Томаса Зандерлинга это, по крайней мере, четвертая постановка "Фиделио". Три предыдущие были в Германии. И теперь в России с русскими певцами, но немецком языке. Вокалистам не привыкать петь на разных языках, и все же каждый раз – это некая проблема.

Томас Зандерлинг, дирижер, Германия: "Другая идеоматика, другое звучание, другая манера, другой стиль".

А на этот раз артистам на немецком приходится не только петь, но и говорить. Опера включает разговорные диалоги.

Артистам, приученным петь в любом положении, к примеру, занимаясь аэробикой, не составляет труда "играть" в концертном исполнении оперы. Однако, больше, чем за драматическим мастерством певцов, хотелось следить за самой музыкой

Томас Зандерлинг, дирижер, Германия: "Это гениальная опера".

И мы слышим ее – считайте – впервые.

Концертное исполнение "Фиделио" Бетховена в день рождения автора – это только начало. Продолжение последует в день 200-летия первой постановки в театре "Ан дер Вин". 20 ноября 2005 года на обновленной сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Фиделио" предстанет тоже в концерном варианте, а вскоре после этого начнется его сценическая жизнь.