02.02.2012 | 15:47

Уникальный клад XIII века представлен во Владимирском музее

«Похожий на рухлядь» – так, по словам музейщиков, выглядел клад, найденный во Владимире. Датированный XIII веком, из серебряных украшений, он был в критическом состоянии и требовал немедленного восстановления. Но надежды на спасение не было даже у специалистов Института реставрации. Тем не менее, им удалось совершить чудо, и сейчас 109 из 126 найденных предметов впервые выставлены во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Рассказывают «Новости культуры».

Предметы экспозиции поместили в стеклянные ящики под специальное освещение, в абсолютно стерильную атмосферу так же бережно, как эти хрупкие драгоценности заворачивали в ткань и прятали в начале XIII века. Во Владимире впервые показывают древнерусский вещевой клад из ста девяти предметов. Представляют уникальную находку специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации.

«Вот эти квадратные украшения. Металл, из которого они сделаны, превратился в соли серебра, и, поскольку термообработке их нельзя было подвергнуть, пришлось все дублировать с обратной стороны, то есть это работа под микроскопом», – говорит художник-реставратор Государственного научно-исследовательского института реставрации Михаил Нацкий.

Это тот случай, когда восстановить оказалось труднее, чем изготовить заново. У реставраторов получалось только бумажным пинцетом взять вещь, положить в тончайший воск и дальше восстанавливать миллиметр за миллиметром. Это заняло полгода работы. Изысканная «ларичная кузня», украшения, которые так плохо сохранились и с таким огромным трудом были отреставрированы, почти бесценны. Таких богатых кладов во Владимире не находили никогда.

«Ювелирные украшения дают представление о городе высокго европейского уровня. О Владимире как центре домонгольской русской цивилизации с высокоразвитыми ремеслами», – подчеркивает директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Клад обнаружили в подполье дома, что сгорел во время татаро-монгольского набега.

«Буквально при одном взмахе лопаты открылся горшок, почти целый. Сверху он был придавлен тремя грубыми камнями. Мы их приподняли, там была береста и ткань», – рассказывает археолог Иван Очеретин.

Серебряные аграфы и колты, медальоны, бляшки и несметное количество бусин – атрибуты парадного женского убора. Порой слишком много скани и зерни – узоров из тончайшей проволоки и крупинок серебра. От такой тяжеловатой роскоши, глаз не оторвать. Все это очень близко к тому, что носили в древней Москве и древней Рязани. Но сказать, кому именно принадлежала вся эта роскошь, пока невозможно.