21.12.2004 | 18:38

41-я "Русская зима"

Чем отличается русская зима от всякой другой? Во-первых, известностью. Весь мир осведомлен о ее преувеличенно суровом нраве. Во-вторых, полной неожиданностью наступления для глав городов и регионов. В-третьих, – наличием традиционного фестиваля, который так и называется – "Русская зима". Он, напомним, проводится уже в сорок первый раз, но это не лишает его актуальности. Об этом свидетельствует и название еще одного концерта первого дня фестиваля – "Русский авангард и новое академическое пространство". Об этом рассказал итоговый выпуск "Новостей культуры".

Новой русской музыке – почти 100 лет. Почти, но это не имеет значения – отмечать уже начали. Для начала из партера Концертного зала имени Чайковского вынесли все стулья и создали новое академическое пространство.

Утром – стулья, вечером – новое пространство. А можно и вперед пространство. В общем, пока не запутались в бендеровских ротациях, скажем, что первична была все же идея – создать новое пространство. Хотя концерту предшествовали определенные страхи.

Марк Пекарский, художественный руководитель Ансамбля ударных: "Я боюсь всего нового, всяких -измов: супрематизм, авангардизм. Я ничего не понимаю".

Впрочем, пугались понимать рано: никаких стилевых диффениций произведениям и не давалось. Кроме одного: русский авангард длиною почти в 100 лет. Под ним в программе значились сочинения от Лурье и Половинкина до Шнитке и Караманова. Разные эстетики – разные пространства: от сцены до партера.

Назар Кожухарь, художественный руководитель Ансамбля солистов "The Pocket Symphony": "Мы так галопом проходим по ХХ веку, и хотелось подчеркнуть их разницу. В том числе и акустическую, пространственно-акустическую".

Существовал – как и полагается в таких акциях - своего рода творческий манифест. В котором давалась оценка этого "почти века" новой музыки: "это время дурацких иллюзий и пышных миражей, бегов на длинную дистанцию, где взмыленные провидцы опережают время и коллег, но финишируют в запасниках и списках эпигонов" и так далее. Справедливые слова, креативное воплощение. Хотя…

Марк Пекарский, Марк Пекарский, художественный руководитель Ансамбля ударных: "Новое, академическое – слова-то какие. Музыку я люблю – вот и все".

Вот и все. Это была просто музыка, просто русский авангард, в просто новом пространстве. Без стульев.