02.02.2012 | 19:45

В Великий Устюг возвращаются раритетные иконы

Дело о похищении десяти икон из Великоустюжского музея-заповедника можно отправлять в архив. Спустя 28 лет после кражи сотрудникам уголовного розыска удалось обнаружить их в одном из частных столичных музеев. Целый год эксперты Академии художеств вели тщательную искусствоведческую экспертизу произведений XVI – XVII веков, принадлежащих русской северной школе иконописи. Сегодня в Москве прошла официальная передача реликвий представителям Великого Устюга. Рассказывают «Новости культуры».

В этой детективной истории наконец поставлена финальная точка. Десять икон праздничного чина иконостаса церкви святого Дмитрия Солунского в Дымковской слободе были украдены из музея в 1984 году.

«Люди, которые совершили это преступление, были довольно оперативно установлены и осуждены. Вместе с тем, иконы они успели сбыть, и они начали свое путешествие по миру. Засветились в Европе и в конечном итоге были приобретены там одним из коллекционеров предметов древнерусской живописи, перевезены в Москву», – говорит старший оперуполномоченный Отдела по борьбе с посягательствами на культурные ценности ГУУР МВД России Илья Рясной.

Собиратель добровольно отдал иконы следователям. А дальше началась тщательная экспертиза. Проверяя подлинность, искусствоведы сравнивали эти реликвии с двадцатью иконами, хранящимися в фондах Великоустюжского музея. Исследовали буквально все: вид древесины, оборотную сторону икон, сопоставляли их по колориту, композиции, особенностям письма.

«Ножки Иоанна Предтеча, они в сандалиях. Но так как русский человек, тем более из Великого Устюга, не знал, что такое сандалии, то подметки-то у них нет. Он рисует то, что видел на иконах. Вот перекрещивающиеся ремешки», – поясняет ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств Ирина Бусева-Давыдова.

Преступники шли на ухищрения, которые позволяли прибавлять иконам возраст и продавать их за границей по более высоким ценам.

«Вы видите фон голубой на великоустюжской иконе. Здесь фон белый. Он просто был смыт за рубежом, потому что там покупателям нравятся больше белые фоны. Но здесь сохранились микрочастицы голубой краски», – показывает Ирина Бусева-Давыдова.

Материальная и культурная ценность найденных реликвий очевидна. Эти иконы сегодня имеют особое значение. Они принадлежат русской северной школе, многие образцы которой фактически утрачены.